Фальцет у женщин


Фальцет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 3 правки.

Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный») или фистула́ (лат. fistula «свирель») — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя[1]. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой. Фальцет применяется лишь для особой окраски звука [1].

Голосовые складки, схематическое изображение Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:

Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора.

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и теноров-альтино.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин[3]. Тем не менее видеосъёмка работы гортани доказывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают[3].

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета [4]. В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар[en], быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц[5]. Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета[4]. Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается[6]. В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от модального голоса [en] певицы[7].

Тем не менее другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни (James McKinney) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано, поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано[4].

  1. 1 2 Фальцет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Иванов А. П. Искусство пения. — М.: Голос-пресс, 2006. — С. 76. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X.
  3. 1 2 The New Grove Dictionary of Music and Musicians (англ.). — London. — ISBN 9781561591749.
  4. 1 2 3 McKinney, James. The Diagnosis and Correction of Vocal Faults (англ.). — Genovex Music Group, 1994. — ISBN 978-1565939400.
  5. Greene, Margaret; Lesley Mathieson. The Voice and its Disorders (неопр.). — John Wiley & Sons; 6th Edition, 2001. — ISBN 978-1861561961.
  6. Richard Miller. National Schools of Singing: English, French, German, and Italian (англ.). — Scarecrow Press (англ.)русск., 1997. — P. 115.
  7. Miller, Richard. Solutions for Singers: Tools for Performers and Teachers (англ.). — Oxford University Press, 2004. — P. 148.

Фальцет: какой это голос?

Фальцет – это головной регистр певческого голоса. Выполняется он за счет колебания исключительно краев связок. Звучит тонко, высоко, менее наполнено. Давайте вместе выясним, какой это голос – фальцет, а также развеем основные мифы, которые окружают эту тему.

Скажу сразу: сколько споров – столько и мнений по поводу фальцета. Как на просторах интернета, так и у педагогов по вокалу, причем и у академических, и у эстрадно-джазовых.

Миф №1: Женского фальцета не существует

Многие считают, что фальцет – это высокий певческий голос у мужчин, а женщины вообще не имеют природной возможности переключаться на него. На просторах интернета можно встретить следующее определение:

«Фальцет (итальянское falsetto, от falso – ложный), самый верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами».

Это распространенное, но устаревшее определение фальцета. Такое мнение бытовало до научных исследований в 1950-1960 гг. Сегодня многие вокальные гуру в педагогике, такие как  Уильям Веннар и Маргарет Грин, активно практикуют обучение женскому фальцету.

Почему же многие считают, что у женщин фальцета не бывает? Дело в том, что так учит итальянская вокальная школа. А ее авторитет неоспорим: сам термин «фальцет» придумали итальянские педагоги. Еще один довод в пользу мужского фальцета: в голосе мужчин этот регистровый переход звучит резче, чем у женщин. И на самом деле: мужской фальцет обычно действительно более мягкий, тусклый по сравнению с женским. Этому способствует множество факторов, особенно анатомических.

На практике профессиональные вокалистки могут сделать этот переход таким образом, что зрителю вообще не отличить на слух: полноценное это смыкание или нет. А вот мужчины делают это очень явно, так что переход хорошо слышен, ведь обертона в их голосе более грубые и низкие от природы!

Последний аргумент в пользу женщин – визуальный. Обратите внимание на работу гортани. Вы увидите, что женщины так же способны переключаться на фальцет. Впрочем, это давно доказано электромиографическими исследованиями нескольких ведущих логопедов и фониаторов. Так что если какой-нибудь преподаватель говорит о том, что у женщин не бывает фальцета, он просто некомпетентен в этом вопросе.

Миф №2. Фальцет – это какой голос?

Второй миф в чем-то похож на первый. Некоторые считают, что мужчины поют настоящим фальцетом, а женщины – лишь субтоном. Например, так мне говорила преподаватель по вокалу в университете. Я не могла до конца поверить в данное утверждение, чувствуя в своем голосовом аппарате колоссальную разницу между исполнением с субтоном и на фальцетном смыкании! Поверьте, это разные вещи!

Субтон – это звук с намеренным напором выхода воздуха (пение на шепоте). В этой технике важно не переборщить с объемом выдоха, не форсировать. Субтон иногда даже называют «придыхательной атакой звука». Потому что это полноценное смыкание связок, просто с достаточным объемом воздуха!

Фальцет – это неполное смыкание связок! В этой технике работают на смыкание только края, а сами связки визуально становятся высокими и длинными.

Читайте нашу статью "Самые лучшие вокальные техники для вашего голоса" >>>

Миф №3: Так написано в книге

Многие педагоги по вокалу отнеслись к появлению научных доказательств о природе фальцета скептически, даже стали их отрицать. Некоторые ссылаются на книги, которые читали в молодости, или на слова своего пожилого преподавателя. Поэтому спор о фальцете – это не научный спор, а всего лишь борьба с ненаучными мифами. С точки зрения науки все ясно: существует и мужской, и женский фальцет, и на вопрос «фальцет – это какой голос?» уже давно дан ответ физиологами.

Сегодня многие педагоги разделились. Кто-то признал научно доказанный факт, а кто-то до сих пор отрицает существование женского фальцета. Например, Ричард Миллер – учитель вокала и оперный певец – в своей книге 1997 года писал, что немецкая школа вокала постепенно ввела идею женского фальцета в педагогическую практику, в Англии и Франции мнения разделились, а в итальянской школе пения фальцет у женщин отрицается. Правда, в 2004 году в своей книге Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от модального голоса певицы.

Выводы

Надеюсь, я сумела донести до вас необходимую информацию. Все, что я написала, основано не только на чужом мнении, но и на моем собственном опыте исполнителя и педагога, на ощущениях моих учеников, коллег и т. д.

К сожалению, до сих пор некоторые педагоги-женщины показывают фальцет на твердой атаке звука и утверждают, что это микст! Это вообще отдельная история. Если хотите увидеть статью на эту тему, пишите в комментариях!

Помните, что и мужчины, и женщины физически способны петь на фальцете!

Есть отличные клипы-доказательства:

Taylor Swift I Knew You Were Trouble (слушать с 2:44):

Charlie Puth Attention (с самого начала песни начинается импровизация на фальцете. Также слушайте с 47 секунды):

Итак, мы можем проводить такую манипуляцию, как смыкание краев связок, вне зависимости от пола. Такое смыкание и называется «фальцет»! Наши связки могут все! Это феномен! Нам подвластны переключения и соединение регистров, вокальные приемы, расширение диапазона и т. д.

Если вы хотите научиться петь фальцетом и узнать, какой это голос, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Как петь микстом? (для женщин)

Вот сразу скажу, что с женским микстом история немного сложнее, но решить её всё же можно.

Для начала скажу, что следует научиться слышать микст и отличать его от полноценного звучания голоса, а потом просто пытаться копировать.

В эстрадном пении или джазовом это сделать очень просто, а вот у оперных певиц, Вы вряд ли услышите микстовое звучание или переход на микстовое звучание. Дело в том, что в музыкальных консерваториях или вообще в академической школе пения одним из важнейших аспектов постановки голоса является сглаживание переходов между регистрами голоса (Т.е. перенести грудное звучание в верхнюю часть диапазона, а головное звучание в нижний регистр и т.д.).

 Согласитесь, что слышать высокие ноты певца и тем более певицы приятнее, если эти ноты наполнены не только головным, но и грудным резонатором.

Друзья вот ссылка на статью: «Как петь микстом (для мужчин)»

Так вот, преподаватели академической школы пения не согласились бы со мной, если бы, Я им сказал, что у женских голосов есть «фальцет», но способ взятия высоких нот путём фальцетного смыкания голосовых связок среди женских голосов очень широко применяется везде!!! И это слышно даже не вооружённому уху. Вот, например эстрадный способ петь полу фальцетом, полу микстом, ВНИМАНИЕ: НА ПРОМЕЖУТКАХ ВИДЕО 2:45, 2:55 МОЖНО ОТЧЁТЛИВО УСЛЫШАТЬ ПЕРЕХОД СНАЧАЛА НА ФАЛЬЦЕТ, А ПОТОМ ДРУГАЯ ПЕВИЦА ДЕЛАЕТ ПЕРЕХОД С ФАЛЬЦЕТА НА ГОЛОС: (Судя по всему, произведение написано для одного голоса, поэтому первая исполнительница закончила фразу на миксте, а другая для слитности звучания на миксте вступила.)  Так же прошу обратить внимание на то, что у певицы, вступающей под номером 3, фальцетное звукоизвлечение более ярко выражено из-за более плотных голосовых связок.

СМОТРИМ: (Пример заметного перехода с голоса на фальцет у женского голоса)

  Так же, одним из наиболее важных аргументов является, тот факт, что средний диапазон мужского оперного певца является 2 и больше октав (максимум 3 – Иван Козловский), а женский диапазон 2,5 – 4 октавы, и это несмотря на то, что связки и диафрагма от природы у мужских голосов крепче и выносливее. Объясню, Я это явление 2 факторами:

  1. Оперные певцы не поют фальцетом (лишь иногда 1-2 фразы, например Ария Фигаро для баритона) и диапазоном голоса фальцет не считается (Только в эстраде, например про Пенкина говорят, что у него голос 4 октавы, а он просто «лупит» фальцетом вверху и всё.) Но, честно говоря, я сомневаюсь, что там и с фальцетом 3,5 октавы наберётся! Если бы попросить например покойного Паваротти спеть фальцетом, он бы ещё 1,5 октавы к своему и без того не малому диапазону прибавил бы;
  2. Певицы и эстрадные и оперные поют фальцетом, но благодаря правильному подмешиванию в верхний регистр голоса грудного резонатора, свободной гортани, и главное ТОНКОСТИ СВЯЗОК переход между голосом и фальцетом не заметен!!! Уловите мысль: « ПРИ ФАЛЬЦЕТЕ СВЯЗКИ СМЫКАЮТСЯ КРАЯМИ, А НЕ ПОЛНОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, КАК БЫ ИМИТИРУЯ ТОНКИЕ СВЯЗКИ (ПОЮТОМУ ПОЯВИЛИСЬ КОНТРТЕНОРА НЕ КОСТРИРОВАННЫЕ, А ПРОСТО ОВЛАДЕВШИЕ ЭТОМ ПРИЁМОМ МУЖЧИНЫ). НО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО СВЯЗКИ У ЖЕНЩИН ТОНКИЕ ИЗНАЧАЛЬНО ПО СВОЕМУ СТРОЕНИЮ, ТО ПЕРЕХОД МУЖДУ ГОЛОСОМ И ФАЛЬЦЕТОМ МЕНЕЕ БОЛЕЗНЕННЫЙ, И ЗАМЕТНЫЙ, ЧЕМ У МУЖЧИН!»

   Главная моя мысль по этому поводу: «Женский фальцет есть, просто его называют по другому, например «Головным регистром», а имеют ввиду в принципе одно и тоже, и всё !»

А вот, к Вашему вниманию замечательный пример поставленного женского голоса, в котором регистры сглажены просто идеально. СМОТРИМ:

Статьи по теме

Как петь фальцетом правильно: 8 полезных подсказок

Как научиться петь фальцетом, чтобы составить достойную конкуренцию тирольским певцам или хэви-металл-вокалистам, а не «пускать петуха», как сосед Петя, поющий в душе по утрам?

«…А они точно умеют петь фальцетом?..»

Овладеть техникой фальцетного пения – задача не простая, особенно для новичков. Но, как гласит народная мудрость: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».

При чем здесь риск, спросите вы? К сожалению, не понимая, что такое фальцетное пение и какими исполнительскими приемами можно добиться такого звучания, можно повредить связки. Поэтому давайте разбираться, что такое фальцет, как им петь и чем фальцетное пение отличается от других техник.

Фальцет, высокий голос или ложный звук?

Что такое фальцет, и как понять, он ли это звучит? Попробуйте изменить свой тембр и сказать любую фразу высоким голосом: можно «закосить» под ребенка или женщину (если вы – мужчина).  Вот вам грубый пример фальцета.

Музыкальные источники и словари характеризуют фальцет, как очень высокий голос (мужской или женский), либо высокое звучание голоса, которое требует специального исполнительского приема. В переводе с итальянского «falsetto» обозначает «ложный».

Добиться фальцетного звучания возможно специальным приемом за счет колебания только краев голосовых связок, когда расположение гортани находится выше, чем в случае обычного певческого положения. (Звучит страшно, но конкретные приемы и техники мы разберем чуть ниже.)

Фальцет широко используется в камерном пении, в операх для имитации голосов женских персонажей. В современной рок-музыке и эстраде также используются приемы пения фальцетом.

«…Я? Фальцетом? Да никогда!..»

Голос фальцет относится к верхнему головному регистру певческого голоса, в нем меньше обертонов, но тембрально фальцет считается более простым, чем основной голос вокалиста. Для развития диапазона голоса вверх используют упражнения, чтобы «прокачать» средний голосовой регистр. Тогда вам будет легче петь высоким голосом и брать высокие ноты.

Как научиться петь фальцетом: лайфхаки для начинающих

Неопытные вокалисты часто путают фальцет и головной голос, поскольку звучат они похожим образом. Но отличия существенные: при пении фальцетом голосовые связки тонкие и растянутые, плотность звука меньше, чем при пении головным голосом. В звук трансформируется только часть набранного при дыхании воздуха. Но это не означает, что при пении фальцетом параллельно можно шипеть, как порванный шланг. Как научиться петь фальцетом? Регулярно тренироваться!

«…И то верно. Особенно если тренироваться…»

Если вы уже разобрались с дыханием и умеете набирать воздух при помощи диафрагмы (животом), а не «качаете» легкие, то время приступать к фальцетному пению. При пении фальцетом изначально звук переходит по тонам скачками, а не плавно. Поэтому не расстраивайтесь, если на начальном этапе вы будете «пускать петуха», как сосед Петя.

Контролировать правильное звукообразование при фальцетном пении помогут наши подсказки:

  • Изначально важно расслабиться. Расслабить гортань поможет обычное… зевание. Да-да, это как раз тот случай, когда можно бессовестно позевать, не прикрывая рот рукой. Так вы расслабите весь голосовой аппарат, гортань не будет резко задираться вверх, мешая плавному звукоизвлечению. (Вспомнили соседа Петю? Не говорите ему, в чем секрет.)
  • Полезно держать руку на груди во время пения. При пении фальцетом грудь не должна вибрировать.

«…Не надо так!..»

  • Если звук вибрирует в голове, а не в груди, значит, вы нашли правильный способ, как петь фальцетом.
  • Не пытайтесь сразу брать высокие ноты. Пойте в среднем регистре, постепенно переходя выше. Старайтесь не напрягать голос и не форсировать звук.
  • Полезно также слушать вокалистов современной эстрады и оперных исполнителей, «примеряя» их партии на себя.

Интересный способ «подобраться» к фальцету предлагает Назар Сахратов на канале VocalMaster (посмотрите — и возвращайтесь к нам ).

Певцы, поющие фальцетом, и вокальные распевки – в помощь

Современные российские и зарубежные эстрадные вокалисты, рок-певцы и оперные исполнители – яркие примеры, как петь фальцетом. Владимир Пресняков

…и Витас – «короли» российского фальцета.

Сергей Пенкин использует отдельные элементы этой техники.

Известные зарубежные певцы, поющие фальцетом, — это Фредди Меркьюри (группа «Queen»)…

 … и Мэттью Бэллами (группа «Muse») –  

Высокий голос кому-то достается от природы, а кому-то путем усилий и тренировок. Но петь фальцетом можно не только в высоких регистрах: специальные вокальные распевки помогут легко брать высокие ноты и дать фору соседу Пете и Сергею Пенкину. Техники, как сделать голос выше,  применимы и в домашних условиях. Вот некоторые:

  • Распойтесь в пределах октавы (8 нот) и повторите верхний звук 5-10 раз. Избегайте горловых звуков. Управлять голосом, находясь в высокой тесситуре <тесситура – тот диапазон, который вы берете легко, без особых усилий> можно с помощью усиливания звучания (делая  крещендо) и уменьшения звучания (диминуэндо) верхнего звука.
  • Преодолевать высокие ноты психологически помогает поднятие руки. Исполняя распевки и упражнения, одновременно поднимайте вверх вместе с движением голоса руку – это помогает брать высокие ноты.
  • Обратите внимание на вибрацию: при правильном звукообразовании высоких нот вибрируют области вокруг глаз и носа. При резком и неправильном звукоизвлечении вибрации нет.

Пойте от души и для души, соблюдая эти рекомендации. И тогда вы не только овладеете фальцетным пением, а легко перепоете конкурента в караоке или спокойно сумеете перекрыть голосом любимую группу или симфонический оркестр!

Автор: Лана Евсеева

Фальцет - это... Что такое Фальцет?

Фальце́т (итал. falsetto от falso (итал.) — ложный) или фисту́ла — верхний головной регистр мужского певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя[1]. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани Mucosa.

Звучание и применение

Голосовые складки, схематическое изображение Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но все равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоев ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом: «Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора»[2].

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и мужских альтов.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

Примечания

Фальцет - Вики

Голосовые складки, схематическое изображение Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:

Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора.

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и теноров-альтино.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин[3]. Тем не менее видеосъёмка работы гортани доказывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают[3].

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета[4]. В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и

Фальцет • ru.knowledgr.com

Фальцет (итальянское уменьшительное falso, «ложного»), является красноречивым регистром, занимающим частотный диапазон чуть выше модального голосового регистра и накладывающимся с ним приблизительно одной октавой.

Это произведено вибрацией ligamentous краев голосовых связок, полностью или частично. Обычно цитируемый в контексте пения, фальцет, особенность произнесения обеими мужчинами и женщинами, является также одним из четырех главных разговорных красноречивых регистров, признанных речевой патологией.

Термин фальцет чаще всего использован в контексте пения, чтобы относиться к типу вокального произнесения, которое позволяет певцу спеть примечания вне вокального диапазона нормального или модального голоса. Голос фальцетом — с его характерным хриплым подобным флейте звуком, относительно свободным от подтекста — более ограничен, чем его модальный коллега и в динамическом изменении и в качестве тона. Однако Уильям Веннард указывает, что, в то время как большинство людей кажется «сравнительно хриплым» или «hooty», используя производство фальцетом, есть в более редких людях случаев, у которых есть намного более сильное звуковое производство фальцетом, у которого есть больше «кольца» к нему.

Физиологический процесс

Модальный голос, или модальный регистр и регистр фальцетом отличаются прежде всего по действию голосовых связок. Производство нормального голоса включает вибрацию всех голосовых связок с голосовой щелью, открывающейся сначала в основании и затем наверху. Производство фальцета, с другой стороны, вибрирует только ligamentous края вокальных сгибов, оставляя тело каждого сгиба относительно смягченным. Переход от модального голоса до фальцета происходит, когда основная часть каждых голосовых связок или vocalis мышца, расслабляется, позволяя cricothyroid мышцам протянуть вокальные связки. Уильям Веннард описывает этот процесс следующим образом:

В модальном регистре вокальные сгибы (когда рассматривается со стробоскопом), как замечается, связываются друг с другом полностью во время каждой вибрации, преодолевая разрыв между ними полностью, если только в течение очень короткого времени. Это закрытие отключает убегающий воздух. Когда давление воздуха в повышениях трахеи в результате этого закрытия, сгибы уничтожены, в то время как вокальные процессы черпаловидных хрящей остаются в приложении. Это создает промежуток овальной формы между сгибами и некоторым воздушным спасением, понижая давление в трахее. Ритмичное повторение этого движения создает примечание.

В фальцете, однако, вокальные сгибы, как замечается, уничтожены, и в нетренированных певцах фальцетом постоянное овальное отверстие оставляют в середине между краями двух сгибов, через которые определенный объем воздуха убегает непрерывно, пока регистр занят (певец поет использование голоса). В квалифицированных альтах, однако, слизистая оболочка вокала сворачивает контакт друг с другом полностью во время каждого цикла вибрации. Черпаловидные хрящи проводятся в устойчивом приложении в этом голосовом регистре также. Длина или размер овального отверстия или разделения между сгибами могут измениться, но это, как известно, становится больше в размере, поскольку давление выставленного воздуха увеличено.

Сгибы составлены из упругой и жировой ткани. Сгибы покрыты на поверхности гортанной слизистой оболочкой, которая поддержана глубже вниз внизу самыми внутренними волокнами thyroarytenoid мышцы. В фальцете чрезвычайные перепончатые края, т.е. края дальше всего далеко от середины промежутка между сгибами, кажется, единственные вибрирующие части. Масса, соответствующая самой внутренней части thyro-arytenoid мышцы, остается тихой и неподвижной.

Некоторые певцы испытывают чувство мускульного облегчения, когда они изменяются от модального регистра до регистра фальцетом.

Исследование показало, что не все спикеры и певцы производят фальцет точно таким же образом. Некоторые спикеры и певцы оставляют хрящевую часть голосовой щели открытой (иногда называемый 'мутационная щель'), и только две трети фронта вокальных связок входят в вибрацию. Получающийся звук, который типичен для многих подростков, может быть чистым и подобным флейте, но обычно мягкий и анемичный по качеству. В других полная из голосовой щели открывается и закрывается в каждом цикле. Во все еще других явление, известное, поскольку, демпфирование появляется с суммой глоттального открытия, становящегося все меньше и меньше, когда подача повышается, пока только крошечный разрез не появляется на самых высоких передачах. Мутационный тип щели фальцета считают неэффективным и слабым, но есть мало информации, доступной об относительных достоинствах и недостатках других двух типов.

Женский фальцет

И женщины и мужчины физически способны к phonating в регистре фальцетом. До исследования, сделанного учеными в 1950-х и 1960-х, широко считалось, что только мужчины смогли произвести фальцет. Одно возможное объяснение этого отказа признать женский фальцет раньше состоит в том, что, когда мужчины phonate в регистре фальцетом есть намного более явное изменение в тембре и динамическом уровне между модальными и регистрами фальцетом, чем, есть женскими голосами. Это должно частично к различию в длине и массе вокальных сгибов и к различию в частотных диапазонах. Однако кинофильм и видео исследования гортанного действия доказывают, что женщины могут и действительно производить фальцет, и электромиографические исследования несколькими ведущими речевыми патологами и вокалом pedagogists обеспечивают дальнейшее подтверждение.

В то время как научное доказательство доказало, что у женщин есть регистр фальцетом, проблема 'женского фальцета' была встречена противоречием среди учителей пения. Это противоречие не существует в пределах наук, и аргументы против существования женского фальцета не выравнивают с текущими физиологическими доказательствами. Некоторые пионеры в вокальной педагогике, как Маргарет Грин и Уильям Веннард, были быстры, чтобы принять текущее научное исследование в 1950-х и преследуемое завоевание биологического процесса женского фальцета на фильме. Они пошли далее, чтобы включить их исследование их педагогического метода обучения певиц. Другие отказались соглашаться с идеей, и оппозиция понятию женского фальцета продолжила среди некоторых учителей пения еще долго после того, как научное доказательство доказало существование женского фальцета. Знаменитый оперный певец и голосовой учитель Ричард Миллер указали в своей публикации 1997 года, Национальных Школах Пения: Английский, французский, немецкий и итальянский язык, что, в то время как немецкая школа голосовых учителей в основном охватила идею женского фальцета в педагогическую практику, есть разделение во французских и английских школах и полное отклонение идеи женского фальцета в итальянской школе пения. В его книге 2004 года, Решениях для Певцов: Инструменты Для Исполнителей и Учителей, Миллер сказал, «Это нелогично, чтобы говорить о женском фальцете, потому что женщина неспособна к производству тембра в верхнем диапазоне, который радикально отличается от его 'вполголоса' или 'voce piena в тесте' качества».

Однако другие авторы пения предупредили об опасностях быть не в состоянии признать, что у женщин есть регистр фальцетом. Маккинни, который выразил тревогу, которую много книг по искусству пения полностью игнорируют или заминают проблему женского фальцета или настаивает, чтобы у женщин не было фальцета, утверждает, что много молодых певиц заменяют фальцетом верхнюю часть модального голоса. Он полагает, что этот отказ признать женский голос фальцетом привел к ошибочному дешифрированию молодых контральто и меццо-сопрано как сопрано, поскольку для этих более низких голосовых типов легче спеть в сопрано tessitura использование их регистра фальцетом.

Музыкальная история

Использование голоса фальцетом в западной музыке очень старо. Его происхождение трудно проследить из-за двусмысленностей в терминологии. Возможно, когда авторы 13-го века различили грудь, горло и главные регистры (pectoris, guttoris, capitis) они означали capitis относиться к тому, что позже назовут фальцетом. К 16-му веку термин фальцет был распространен в Италии. Врач, Джованни Камилло Маффеи, в его книге Discorso della voce e del modo d'apparare di cantar di garganta в 1562, объяснил, что, когда бас пел в диапазоне сопрано, голос назвали «фальцетом». В книге Великобританией Манчини, названный Pensieri e riflessioni написанный в 1774, фальцет приравнивается к «voce di testa» (переведенный как 'главный голос').

Регистр фальцетом используется альтами мужского пола, чтобы петь в альте и иногда диапазоне сопрано, и был стандартом, прежде чем женщины пели в хорах. Фальцет иногда используется специалистами по старинной музыке сегодня, и регулярно в британских хорах собора мужчинами, которые поют линию альта.

Есть различие между современным использованием «главного голоса» термин и его предыдущим значением в Ренессанс как тип фальцета, согласно многим поющим профессионалам. Фальцет может быть окрашен или изменен, чтобы казаться отличающимся. Этому можно дать классическое моделирование, чтобы звучать, поскольку классические альты мужского пола заставляют его звучать или быть спетым в более современных музыкальных стилях.

В опере считается, что низкий голос, средний голос и главный голос происходят в женщинах. Главный голос человека, согласно Дэвиду А. Клиппингеру, наиболее вероятно эквивалентному среднему голосу женщины. Это может означать, что главный голос женщины - эквивалент человека фальцетом. Хотя в современном обучении некоторые учителя больше не говорят о среднем голосе, принимая решение назвать его главным голосом как с мужчинами. Фальцет обычно не считается классическими пуристами как часть вокального диапазона никого кроме альтов. Есть исключения, однако, такие как Бэритон-Мартин, который использует фальцет (см. статью баритона).

Фальцет использовался в мексиканских песнях для многих поколений. В Мексике одним из самых великих певцов falsete был Мигель Асевес Мехиа, певец и актер в Золотой Век мексиканского кино, известного как «Рэй де Фальзет», или «Король Фальцетом». Он спел более чем тысячу песен, таких как «La Malagueña, El Jinete, La Noche y Tú и La Del Ребосо Бланко», многие из который используемый фальцет.

Много гавайских песен показывают фальцет. В фальцете гавайского стиля - названный «ka leo ki'eki'e» - певец, обычно мужчина, подчеркивает разрыв между регистрами. Иногда певец преувеличивает разрыв посредством повторения как йодль. Как с другими аспектами гавайской музыки, фальцет развился от комбинации источников, включая предъевропейское гавайское пение, раннее христианское пение гимна и песни и пение йодлем ковбоев-иммигрантов во время Господства Kamehameha в 1800-х, когда ковбои были принесены из Мексики, чтобы преподавать гавайцев, как заботиться о рогатом скоте.

Фальцет также распространен в африканской народной музыке, особенно южноафриканский стиль под названием Mbube, традиционно выполненный все-мужчиной а капелла, поет хором.

Используйте в пении

Фальцет более ограничен в динамическом изменении и качестве тона, чем модальный голос. Фальцет не соединяется с модальным голосом кроме в очень низких объемах, приводя к вокальным разрывам, переходя от модального голоса. У большинства обученных певцов есть, по крайней мере, октава диапазона, который они могут спеть или модальным голосом или фальцетом. В отсутствие современного вокального обучения сдержать объем модального голоса, в этой области перекрывания данная подача модальным голосом будет громче, чем та же самая подача, спетая в фальцете. Тип вибрации голосовых связок, которая производит голос фальцетом, устраняет громкое пение кроме самых высоких тонов того регистра; это также ограничивает доступные тембры из-за простоты его формы волны. Модальный голос способен к производству намного более сложных форм волны и бесконечных вариантов тембра. Фальцет, однако, действительно включает меньше физического усилия певца, чем модальный голос и, когда должным образом используется, может сделать возможным некоторые желательные тональные эффекты.

У

голоса фальцетом есть много узкоспециализированного использования в пределах музыкального контекста. Следующий список включает наиболее распространенные:

:* в рок-музыке

* в женщине и мужчине

R&B

:* некоторыми лирическими (ирландскими) тенорами, фолк-исполнителями, и т.д

:* в музыке Парикмахерской для голоса Тенора (не всегда необходимый) и иногда с голосами Лидерства и Баритона в определенных мерах.

:* в пении йодлем

:* для комического эффекта и в операх и в мюзиклах

:* falsettists, sopranists, мужскими альтами или альтами

:* в мужском хоре, чтобы позволить первому тенору, который поддержит очень требовательный tessitura.

:* для передач, которые являются выше диапазона модального регистра

:* для пианиссимо настраивает, который было бы трудно выполнить в модальном регистре

:* для вокального развития

Используйте в речи

Способность говорить в рамках регистра фальцетом возможна для почти всех мужчин и женщин. Использование фальцета считают необычным в нормальной Западной речи и чаще всего используют в пределах контекста юмора. Однако использование речи фальцетом варьируется культурой, и ее использование было изучено в афроамериканцах и гомосексуалистах в определенных контекстах. Его использование было также отмечено на американском Юге. Изменения подачи, располагающиеся к фальцету, также характерны для британского варианта английского языка.

Некоторые люди, которые говорят часто или полностью в регистре фальцетом, идентифицированы речевыми патологами как страдающий от функциональной дисфонии. Фальцет также описывает мгновенное, но часто повторяемый, колебания в подаче, испускаемой обоими полами, претерпевая голосовое изменение во время юности. Эти изменения, однако, более очевидны и происходят с большей частотой в мальчиках, чем они делают в девочках. Отказ подвергнуться надлежащему голосовому изменению называют puberphonia.

См. также

  • Скрипучий голос
  • Человеческий голос
  • Главный голос

Дополнительные материалы для чтения

Внешние ссылки

  • Видео: красноречивый тренер Кевин Ричардс объясняет различие между и главным голосом фальцетом

Фальцет, пение фальцетом - все о фальцете!

Фальцетом в исполнительском искусстве называют ноты верхние, головные, образуемые с помощью дыхания, скользящего и слегка задевающего по связкам. Образуемые звуки называются фистулой. Их образование свойственно мужскому голосу, способному образовывать звуки мягкие, но ограниченные в полноте и силе, если сравнивать их со звуками таких регистров как грудной или смешанный.

Фальцет – слово итальянского происхождения, перевод которого звучит как «фальшивый». Однако специалисты предостерегают несведущих делать скоропалительные выводы о звучании, обладающего, кстати, отличной интонационной чистотой. Специалистами фальцет признается своеобразной фальсификацией естественного голоса человека, неспособного брать высокие ноты. Стоит заметить, что фальцет используется не только профессиональными исполнителями. Достаточно часто он используется фольклорными исполнителями, к примеру, татарами или тирольцами.

Каким способом образуется фальцет? Вопрос, на который еще не получил точного и основательного ответа. Точно можно сказать, что он противопоставляется голосу, образуемому при помощи грудного регистра. Грудной голос характеризуется полнотой, а звуки образуются при узкой голосовой щели с использованием в качестве резонаторов бронхов и дыхательного горла. Фальцет же образуется при широко раскрытой голосовой щели. Для формирования фальцетных нот от исполнителя требуется прилагать серьезные усилия при выдохе. Широко расставленные голосовые связки и не менее широкое раскрытие голосовой щели не способствуют использованию бронхов и грудины в качестве резонаторов, поэтому образование гортанных звуков и свойственных им грудных оттенков не происходит.

Некоторые следователи фальцета, к примеру, Вашер, отмечают, что формирование фальцета и грудных звуков схоже в части одинакового суживания гортанной щели. Однако исследователи тут же добавляют, что при фальцете голосовые связки вибрируют в своей передней части, а при образовании гортанных звуков – на всем их протяжении. Если рассматривать видение вопроса Иоганнесом Мюллером, то обращает внимание его убежденность в факте образования фальцетных нот с помощью колебания краев связок. По его же мнению при образовании грудных нот колебание голосовых связок происходит в объеме всей имеющейся у них массы.

В данной связи необходимо отметить, что фальцет, как явление, толкуется разными исследователями по-разному. Однако общий вывод из всего предлагаемого материала можно сделать следующий. Чтобы грудной голос смог преобразоваться в фальцет, исполнителю необходимо осуществить некий «мышечный маневр». При наличии такого утверждения, каким именно должен быть этот маневр, исследователи пока что не знают.

Примечательно, что фальцетом пользуются в случае, когда необходимо наличие окрасить звук особым образом.   

Фальцет – явление, которое по-разному проявляется у людей. У одних он может быть развит, обладать отличными певческими качествами и весомыми отличиями от обычного голоса. У других он может характеризоваться тусклостью, отсутствием выразительности, бедностью обертонов. Подобный фальцет едва ли может быть применим в вокальном искусстве. Зафиксированы случаи отсутствия в мужских голосах фальцета, что обусловило полноту и звонкость звучания верхнего регистра. В подобных случаях тихий фальцет объединяется с основным голосом. Исследователи предполагают, что данный процесс обусловлен особенностями строения голосовых складок, в которых отсутствуют тонкие края. 

Фальцет – привычное явление, свойственное камерному исполнению. Виртуозами фальцета зачастую признают теноров. Введение фальцета в оперные партии обуславливается необходимостью формирование определенного образа.

Пение фальцетом

Пение, как явление, базируется на таких критериях как дыхание, подача и функционирование резонаторов.

При помощи дыхания исполняемая нота обладает опорой. Воздушный поток, благодаря легким и диафрагме, исполнителем безошибочно расходуется и верно направляется.

Благодаря подаче исполнитель проявляет свою индивидуальность. Определяющими критериями для данного параметра являются: дикция, объем легких, уровень певческих навыков и умение работать с резонаторами.

Останавливаясь на резонаторах, стоит выделить три типа: грудной, носолобный, головной.

Для определения первого типа стоит всего лишь начать говорить, приложив руку к груди: ощущение легкой вибрации будет свидетельствовать о работе грудного резонатора.

Резонаторы лобные или носовые используются для формирования голосового тембра.

Головные резонаторы используются для достижения высоких нот, то есть фальцетных.

Пение фальцетом большей части представителей академического вокала не признается за вид исполнительского искусства. Однако как вид фальцет существует. Если искать примеры в сфере рок-исполнителей, то весьма ярким представителем данного певческого направления можно назвать Фредди Меркьюри. Приводя подобный пример, стоит оговориться, что фальцет представляется типом пения, а вокалисты роковых произведений в большинстве своем пользуются микстом. 

Фальцет, как тип вокального исполнения, представляется верхним головным регистром певческого голоса мужчин. Для него характерна бедность обертонами и незамысловатость тембра, что обуславливает легкость, мягкость, слабость и значительную резкость звучания.

В современных условиях весьма мало исполнителей, раскрывающих виртуозность владения фальцетом. Среди известных имен можно назвать Эрика Курмангалиева, Алексея Щербинина, Яна Гиллана, Джимми Сомервиля и других.

Фальцет, как тип певческого исполнения

Пение, в котором вибрация краев связок характеризуется минимальными показателями, называется фальцетом. Подобный тип пения сравнивают с игрой на флейте. Для образования фальцетного, то есть высокого звука требуется постоянное расширение  голосовой щели. Подобный подход исключает напряженность голосовых связок, но не исключает незначительную громкость звучания. Звук, по словам специалистов, можно усилить. Для этого предлагается заузить выход из гортани, увеличить давление  выдыхаемого воздушного потока на края значительно расширенных связок. Если говорить о принципах формирования оперного фальцета, то выход из гортани у певцов заужается больше, чем при использовании иных режимов. Данным способом достигается значительная мощность звуковой струи. Если опора правильная, то есть используется вершина твердого неба, то в звучащем отражаемом потоке проявляется мощь. Для проявления в звучании низких частот исполнителю необходимо приложить усилия для увеличения объема глотки и ротовой полости. При этом гортань опускать нельзя.

Если опора звука фальцетного голоса найдена правильно, тогда он приобретает яркость, приобретает легкость.

Фальцет: манера исполнения

Истории музыкального искусства утверждают, что фальцет приобрел популярность в середине прошлого века. Его истоками был стиль хорового пения - «ду уоп», популярного у американской молодежи.

От простого интереса к фальцету музыканты перешли к процессу формирования групп, состоящих из 4 исполнителей: теноров, ведущего и первого, баритона и баса. При этом бас брал нижние ноты, первый тенор – самые высокие, а ведущий – исполнял основную музыкальную тему в весьма простой манере.

Современные оперные исполнители постоянными тренировками и певческой практикой добиваются высоких мощных нот, которые с трудом выводятся из глубины легких.

Если говорить не научной терминологией, а простыми словами, то под фальцетом понимается фальсифицированный голос мужчины, которым он подражает голосу женщины. При правильном извлечении звука, он приобретает высокую тональность и сильно отличается от традиционного баритона мужчины.

Петь фальцетом – искусство, характеризующееся серьезными трудностями. К примеру, специалистами называется ограниченная динамика, сила и мелодизм. В процессе пения фальцетом исполнитель может столкнуться с проблемами нарушения речи, развития глухого звука голосовых связок, тоновые скачки.

Лиха беда начало  

То, что петь фальцетом можно научиться – доказано. Однако дано это не всем. А обучению необходимо посвятить достаточно много времени. При этом стоит понимать необходимость искажать голос в пользу отнюдь не «мужественного» пения. 

Развитие более высокого голоса потребует тренировки и выполнения массы разнообразных дыхательных упражнений.

Первое, на что обращается внимание, – на глубину дыхания, которое, при постоянной и правильной вокальной разминке, должно способствовать увеличению оборота воздуха в легких.

Исполнителю необходимо постепенно и постоянно стремиться к пению с использованием высоких нот. Для этого рекомендуется тренироваться в извлечении звука посредством выталкивании воздуха к верхним дыхательным путям через живот. При этом рекомендуется не напрягать мышцы горла.

Стоит исключить возможность вибрации груди посредством передвижения воздуха от живота к голове, где звук и должен вибрировать.

 

 

 

 

Фальцет — Википедия. Что такое Фальцет

Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный») или фистула́ (лат. fistula «свирель») — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя[1]. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой. Фальцет применяется лишь для особой окраски звука[1].

Звучание и применение

Голосовые складки, схематическое изображение Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:

Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора.

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и мужских альтов.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

Женский фальцет

И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин. [3] Тем не менее, видеосъёмка работы гортани доказывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают.[3]

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета[4]. В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар (англ. William Vennard), быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц[5]. Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета[4]. Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер (англ. Richard Miller) в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается[6]. В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от модального голоса[en] певицы[7].

Тем не менее, другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни (James McKinney) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано, поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано[4].

Примечания

  1. 1 2 Фальцет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Иванов А. П. Искусство пения. — М.: Голос-пресс, 2006. — С. 76. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X.
  3. 1 2 The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — London. — ISBN 9781561591749.
  4. 1 2 3 McKinney, James. The Diagnosis and Correction of Vocal Faults. — Genovex Music Group, 1994. — ISBN 978-1565939400.
  5. Greene, Margaret. The Voice and its Disorders. — John Wiley & Sons; 6th Edition, 2001. — ISBN 978-1861561961.
  6. Richard Miller. National Schools of Singing: English, French, German, and Italian. — Scarecrow Press, 1997. — P. 115.
  7. Miller, Richard. Solutions for Singers: Tools for Performers and Teachers. — Oxford University Press, 2004. — P. 148.

Фальцет Википедия

Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный») или фистула́ (лат. fistula «свирель») — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя[1]. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой. Фальцет применяется лишь для особой окраски звука[1].

Звучание и применение

Голосовые складки, схематическое изображение Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:

Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора.

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и теноров-альтино.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

Женский фальцет

И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин[3]. Тем не менее видеосъёмка работы гортани доказывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают[3].

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета[4]. В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар[en], быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц[5]. Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета[4]. Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается[6]. В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от модального голоса[en] певицы[7].

Тем не менее другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни (James McKinney) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано, поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано[4].

Примечания

  1. 1 2 Фальцет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Иванов А. П. Искусство пения. — М.: Голос-пресс, 2006. — С. 76. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X.
  3. 1 2 The New Grove Dictionary of Music and Musicians (англ.). — London. — ISBN 9781561591749.
  4. 1 2 3 McKinney, James. The Diagnosis and Correction of Vocal Faults (англ.). — Genovex Music Group, 1994. — ISBN 978-1565939400.
  5. Greene, Margaret; Lesley Mathieson. The Voice and its Disorders (неопр.). — John Wiley & Sons; 6th Edition, 2001. — ISBN 978-1861561961.
  6. Richard Miller. National Schools of Singing: English, French, German, and Italian (англ.). — Scarecrow Press (англ.)русск., 1997. — P. 115.
  7. Miller, Richard. Solutions for Singers: Tools for Performers and Teachers (англ.). — Oxford University Press, 2004. — P. 148.

Фальцет – что это? Как можно научиться петь фальцетом?

Фальцет – что это? Довольно часто нам приходится слышать: «Он поет фальцетом». И многие почему-то сразу думают, что за этим кроется что-то плохое: непрофессиональное, фальшивое, далекое от искусства. В обиходе уже давно сложилось мнение, что те, кто поют фальцетом, представляют собой людей, у которых нет голоса. Некоторые же полагают, что это оскорбительное слово, которое должно обязательно задеть певца. На самом деле все не так. В музыкальном мире значение слова "фальцет" почти ничего общего не имеет с фальшью.

Понятие «фальцет» и его история

Это слово происходит от итальянского falso, которое действительно переводится как фальсифицированный, фальшивый, неверный. В старину фальцетом называли голос, который при хоровом пении исполнял партию выше тенора. Ему поручали главную мелодию. Со временем понятие несколько трансформировалось, и сегодня под фальцетными имеют в виду верхние ноты, которые заставляют дыхание скользить по голосовым связкам, едва задевая их.

А сегодня фальцет – что это? Широкую популярность он получил в середине ХХ века, «поднявшись» на эстрадную сцену из хорового пения, которое в народе называли «ду уоп». Оно было очень популярно в США. А непревзойденным мастером фальцета до сих пор считается мексиканец Мигель Асевес Мейя.

Фальцет – что это такое?

Если говорить языком музыкантов, то это самый верхний регистр голоса (мужского), который расположен выше обычного диапазона. Он звучит очень мягко и не богат на обертоны.

Фальцетный голос противопоставляют грудному, который характеризуется полнотой и грудным звучанием. Оно создается благодаря участию в процессе бронхов и легких, выполняющих функцию резонатора. А голосовая щель при грудном исполнении минимально узка. При фальцете же связки сильно удалены друг от друга, щель широкая, выдох требует большого усилия. Бронхи и легкие в данном случае отдыхают.

Взять очень высокую ноту грудным голосом невероятно сложно – это подвластно только оперным певцам с большой практикой. Всем остальным приходится переходить на фальцет. Он как бы фальсифицирует натуральный голос, сохраняя чистоту интонации. Прием фальцета обычно используется певцами-мужчинами. Их голос при этом становится похож на женский.

Чтобы овладеть данным мастерством, нужно упорно тренироваться и знать некоторые хитрости. Следующие тезисы помогут понять, как петь фальцетом правильно:

  • Высокие ноты требуют умения глубоко дышать. А оно, в свою очередь, невозможно без хорошо развитых легких.
  • Переходить к высоким нотам следует постепенно.
  • Воздух при фальцете выталкивается через живот вверх – к голове. И вибрирует там.
  • Горловые мышцы не напрягаются.
  • Грудь не вибрирует (убедиться в этом можно, приложив к ней руку).
  • Задействуются только краешки голосовых связок.

Теперь читателю известен ответ на вопрос: фальцет – что это? Это верхний голосовой регистр. Петь фальцетом сложно. Учиться этому мастерству лучше под руководством опытного педагога. А если такового не имеется, то как минимум, запасшись специальными пособиями.


Смотрите также