Как носить нательный православный крестик


как его носить и как выбрать

Нательный крестик не просто украшение, а символ веры во Всевышнего, отличительный знак того, что человек принадлежит к религиозному сословию. Если нет определенных познаний в использовании подобной атрибутики, то возникает вопрос, как носить крестик, чтобы это не противоречило церковным убеждениям. Правильное ношение такого изделия станет гарантом того, что человек будет находиться под постоянной защитой Господа. Это особенно важно для маленьких детей и людей, подверженных негативному влиянию извне.

Общие сведения о православном символе

По мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека. Его надевают во время обряда крещения на новорожденного и не снимают до самой смерти. Кстати, умершего хоронят также с его православной святыней, которую тот носил при жизни.

Как известно, история происхождения креста с изображением Иисуса Христа уходит корнями в далекое прошлое. Спаситель отдал свою жизнь за все человечество и своей кровью смыл грехи каждого, проживающего на земле. Ношение такого символа на теле является свидетельство того, что человек помнит о том, на какие жертвы идет Бог ради людей и ради чего пострадал Христос.

Есть интересное сказание протоиерея Игоря Фомина о том, что в Римской империи был один обычай. На шеи рабов одевали своеобразные ошейники с их именами, похожие на те, которые носят собаки. Первые в то время христиане в противоречие такому унижению носили нательные крестики, говоря о том, что у них есть свой собственный повелитель, который отдал за них жизнь. Именно ему они и присягали служить всю жизнь.

По мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека

Еще один довод в сторону ношения православного креста — духовная защита. Некоторые не задумываются о том, что одной лишь веры в Бога может быть недостаточно. Есть несколько свидетельств о том, что именно крестик является материальной защитой от злых сил и символом принадлежности человека к христианскому миру.

Например, в былые времена, если девушка вступала в брак с иноверцем, от нее требовали снять крестик. Объясняли это тем, что таким поступком она отрекается от Христа и не имеет право носить нательный крестик. Также есть упоминания о том, что люди лишались духовной защиты после того как снимали с себя крест. Они становились одержимыми бесом и когда к ним приближались с крестом, они начинали труситься, кричать, злословить и биться о стену.

Классический восьмиконечный православный крест

Внешние особенности и критерии выбора

Существует довольно много вариантов художественного оформления православных нательных крестиков. Они могут быть с острыми и округлыми концами, с прямыми и накрененными перекладинами, с расположенным посередине ромбом или же квадратом. На многих изделиях можно встретить растительный орнамент.

Христовое Распятие также отличается и по видам. Делают церковный символ:

  • восьмиконечным;
  • семиконечным;
  • в виде тернового венца.

Крест с восемью концам считается самым популярным. Семиконечное изделие часто  применяется для божественных образов, созданных в 15 веке. Венец терновый выполнен в виде крестика с колючим венцом, обозначающим страдания и мучения Христовы.

Нательные кресты для мужчин и женщин отличаются по внешним признакам. Последние делаются более округлой и сглаженной формы, без острых углов, которые встречаются на мужских вариантах изделий.

Мужской вариант нательного креста

При выборе православного символа нужно придерживаться определенных правил. На нем не должно присутствовать ничего, что может осквернить Бога, а также недопустимо присутствие символов других религий или языческих знаков. На правильно выполненном крестике Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.

Не последнюю роль играет материал, из которого выполнен христианский символ. Это может быть золото, отождествляющее истину. Популярны кресты из дерева, символизирующее Жизненное Древо в Небесном Царстве. Серебро считается олицетворением целомудрия и чистоты.

Деревянный нательный крест

Как правильно носить нательный крестик?

Современные изделия выглядят очень стильно, и возникает вопрос, можно ли носить крест, как украшение или это только христианская символика. Как указано в самом названии крестика, носить его нужно непосредственно на теле, т.е. под одеждой и подальше от посторонних. Это утверждение, безусловно, правильно, если учитывать, что многие люди имеют дурной глаз и могут нанести вред человеку через церковное изделие. На сегодняшний день современная мода диктует свои правила и есть много людей, которые носят нагрудный крест на браслете, крепят к сережкам. Церковь категорически не приветствует такого отношения к святыне.

Крестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца. Исключением является лишь ситуации, из-за которых он может повредиться. Например, во время посещения бассейна или бани, крест лучше снимать. Длительное влияние воды или перепады температур приведут к растрескиванию деревянных вещей и потускнению металлических.

Крестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца

Как носить крестик с другими украшениями и одеждой? Он сочетается с любым образом. Это может быть небольшое изделие на тонкой цепочке для женщин или более массивное на кожаном шнурке для мужчин. Детям до 5 лет лучше повесить крестик на тканый шнурок, чтобы малыш его не потерял. Если есть желание одеть христианский символ с другими изделиями, то это не запрещено. Более того, можно даже одеть два крестика одновременно.

Помимо церковной символики есть крестики, выполняющие декоративную роль. На них нет изображения Христа и надписи «Спаси и Сохрани». Нет никаких правил по ношению таких ювелирных изделий. Только не стоит сравнивать подобные безделушки с настоящим символом веры и тем более относится к ним серьезно.

Золотой православный крест

Приметы, связанные с нательным крестом

Нательный крестик для любого верующего человека — это самый сильный оберег. С ним связывают много примет, которые отчасти являются лишь суевериями, но есть в некоторых и доля правды.

  1. Ношение чужого крестика приведет к переманиванию судьбы его предыдущего хозяина. Это миф, придуманный бабушками, не знающими об истинном предназначении нательного креста. Это, в первую очередь, святыня и поэтому принести вред человеку не может в принципе.
  2. Нельзя поднимать потерянный кем-то крестик с земли. Это утверждение правдиво, т.к. на такие вещи часто накладывают порчу и, подняв его, можно навлечь на себя неприятности.
  3. Потемневший крестик — плохая примета. Это значит, что на человека было оказано магическое влияние, и он стал жертвой сглаза и порчи.
  4. Если цепочка на крестике порвалась сама по себе, без оказания механического воздействия, это значит, что надвигаются неприятности. В этом случае рекомендуется пересмотреть свои взгляды на жизнь, раскаяться в ошибках и попросить прощения у тех людей, кому была причинена боль.

Верить ли в эти приметы, личное дело каждого, но придуманы они были не просто так. Лучше перестраховаться и прислушаться к ним, чем потом решать проблемы.

Освещение крестика

Освящение нательного крестика — обязательная процедура. Тем самым символ веры набирает силу и будет защищать человека на протяжении всего его жизненного пути. Делают это следующим образом:

  • в любой церкви нужно поговорить с батюшкой и попросить его посвятить крест;
  • при проведении обряда можно присутствовать. В это время можно помолиться, очистить свои мысли от плохого, попросить у Бога прощения и всего, что нужно в данный период жизни;
  • батюшка окропит крест святой водой, прочитает соответствующую псалму, после чего обряд можно считать завершенным.

Выходя из церкви, нужно поблагодарить священнослужителя за оказанную помощь и по возможности оставить пожертвование.

Почему мы носим крест?

В дохристианские времена Крест был орудием постыдной и ужасной смерти. Древние римляне изобрели его и использовали повсюду, чтобы запугать покоренные ими народы. Все с ужасом смотрели на это орудие казни - позорный Крест.

Но замечательная перемена произошла в отношении Креста после того, как на нем был распят Господь наш Иисус Христос. Господь пострадал и умер на кресте.Он принял на Себя ужасные страдания, чтобы спасти нас от грехов. Крест удостоился великой славы, какой не имел никакой другой предмет, сделанный руками человека. Крест стал знаком нашего спасения, через который мы получаем силу Божью, благодать Божью.

Крест - первая и величайшая христианская святыня. Когда священник освящает воду, он погружает в нее Крест, и вода становится святой. Когда мы носим Крест на груди, наше тело постоянно касается его, и от этого прикосновения оно тоже освящается.Крест, который мы носим, ​​защищает нас от всех опасностей.

В коммунистической России верующие люди, наши братья и сестры, очень рисковали носить Крест, так как за это могло быть много неприятностей со стороны безбожников. Но эти замечательные люди не боялись исповедовать свою веру и бесстрашно носили Крест. Нельзя смотреть на Крест как на какое-то украшение вроде браслета или броши. Крест должен украшать нашу душу, а не нашу одежду, и должен постоянно напоминать нам, что мы - православные христиане, призванные жить по нашей вере, основанной на крестных страданиях Спасителя.

(Из Parish Life, сентябрь 1994 г., http: /www.stjohndc.org/feasts/9409a.htm) стр.

Мы с уверенностью рекомендуем нашего поставщика веб-услуг, «Православные Интернет-услуги»: отличное персональное обслуживание клиентов, быстрый и надежный сервер, отличная фильтрация спама и простая в использовании комплексная панель управления.

.

Надлежащий этикет и культовые обычаи - Православная дорога

За эти годы я получил множество поисковых запросов по запросу Православие для чайников или что-то вроде , как сделать православный поклон . Это заставило меня понять, что, возможно, будет полезно составить краткий список основных практик для новичка в православии.

Первое и самое главное место для изучения внешнего вида православного богослужения - в вашем местном приходе или монастыре. Хотя некоторые местные обычаи могут меняться, внешний вид в целом является частью нашей живой традиции и будет довольно согласован.

В 4 веке св. Василий Великий писал о христианах, стоящих во время богослужения, обращенных на восток в молитве, крестных знамениях, богослужении в воскресенье и многих других обрядах, которые, по его словам, пришли от апостолов через устную традицию. Даже гимн «Свет радостный» был к тому времени довольно древним.

Эти обычаи не являются суеверными или произвольными правилами. Каждый несет в себе богословское значение. Кроме того, телесное присоединение к православным в их способе поклонения означает признание того, что мы, как люди, состоим из тела и души, и мы объединяем эти вещи, когда поклоняемся в Православии.

Такая практика позволяет человеку начать мистически входить в жизнь поколений христиан, которые последовали за ними, все из которых все еще живы во Христе. Мы едины в богословии, практике и духе с нашими братьями и сестрами всех возрастов.

В этой статье речь пойдет о богослужении в церкви. Когда-нибудь я надеюсь провести такое поклонение дома. Это не исчерпывающий список внешнего благочестия, а просто руководство, которое поможет новичкам почувствовать себя менее неловко, отправляясь на православный путь.В каждой практике я пытаюсь описать, что делается, а также почему мы это делаем.

Православное богослужение в общественной церкви

Стоять во время поклонения

Одна из самых сложных практик для новичков - стоять для поклонения. За исключением проповеди, христианин должен стоять на протяжении всего богослужения, если у него есть для этого силы и здоровье. Многие люди имеют проблемы со здоровьем или не в силах постоянно стоять, поэтому им предоставляется место для сидения.Но мы делаем все возможное, чтобы предоставлять как можно больше услуг.

Во многих церквях есть сиденья или скамейки, в других их нет. Посетители должны носить удобную стоячую обувь и быть готовыми на случай, если там не хватит места.

Есть определенные части службы, на которых должен стоять каждый физически способный, например, чтение Евангелия, Малый и Большой входы и т. Д.

Почему мы стоим во время поклонения? Так было всегда. Стояние помогает очистить разум, в то время как сидение может привести к тому, что вы почувствуете себя слишком комфортно и начнете мечтать.Мы молимся о том, чтобы принести себя в живую жертву Богу. Поза стоя позволяет нам принести очень небольшую жертву (наше временное утешение), чтобы уважать присутствие Христа и показать свою любовь к Нему.

Когда такой мировой лидер, как президент Соединенных Штатов, входит в комнату, что делают люди? Они вызывают уважение. Что нам делать, когда Царь царей и Владыка владык, создатель всего космоса входит в наше пространство? Мы должны благоговеть перед Его присутствием, даже если мы не чувствуем его.

Обращение к востоку в молитве и поклонении

И насадил Господь Бог сад в Эдеме на востоке; и поместил туда человека, которого создал. (Бытие 2: 8)

Взгляни на восток, Иерусалим, и увидишь радость, которая идет к тебе от Бога! (Варух 4:36)

Ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого . (Мф. 24:27)

Со времен Апостолов христиане в молитве обращались на восток.Как восход солнца на востоке рассеивает тьму ночи, так и возвращение Сына Божьего рассеивает тьму нашего нынешнего века. В том направлении, в котором мы ориентируемся своим телом, мы провозглашаем нашу веру во второе пришествие Христа и ищем Эдем, наш райский дом на востоке. Поэтому в большинстве приходов православные христиане во время богослужения будут обращены на восток. В доме уголок с иконой также обычно находится на восточной стене.

Крестное знамение

Мы, христиане, крестным знамением истираем лбы свои - Тертуллиан (ок.200 г. н.э.)

Православный христианин крестится, прикладывая большой палец к первым двум пальцам, что символизирует Троицу, а оставшиеся два пальца упираются в ладонь, что символизирует две природы Христа (божественную и человеческую). Правая рука держит эту форму, перемещаясь ото лба к пупку, к правому плечу, а затем к левому плечу. Это прорисовывает крест на всей верхней части тела.

Это древний символ, который лечил людей от болезней, изгонял демонов и творил всевозможные чудеса.Это не волшебно, но когда человек наполнен верой, он могущественен.

Крестное знамение принято совершать во время молитвы, а также перед иконами и реликвиями, но не перед такими людьми, как священники и епископы, когда они благословляют верующих.

Религиозные иконы

С иконами и реликвиями следует обращаться так, как если бы святой действительно присутствовал, потому что они действительно проявляют присутствие святого, особенно для того, кто приближается с верой.

Продвигаясь вперед, чтобы поклониться иконе или реликвии, христианин должен один или два раза расписаться крестом с последующим поклоном с пояса, поцеловать икону и затем сделать еще одно крестное знамение с поклоном с пояса.В определенное время (например, во время Воздвижения Креста) верные совершают полное земное поклонение вместо простого поклона от пояса - даже по воскресеньям.

Куда поцеловаться?

Иконы обычно целуют в руку или ногу изображаемого человека, но никогда в лицо или каким-либо другим неуважительным образом. На человека, изображенного на иконе, следует смотреть как на нашего хозяина, а не как на друга, потому что в этот момент они прославлены, а мы все еще в наших грехах. Нам нужна их помощь, им не нужны наши петиции.

Входя в церковь, рекомендуется поклониться иконам, помещенным в церкви для такого почитания. Эта практика помогает поклоняющемуся войти в духовное мышление. Обычно иконы на иконостах (экран / панель, отделяющая алтарь от остальной части церкви) не почитаются. На то есть разные причины, но наиболее практичными являются более дорогие изделия с ручной росписью, которые при частом уважении будут подвержены износу или повреждению.

Если икона не закрыта стеклянной витриной / рамкой, воздержитесь от поклонения ей при использовании средств для губ (помада, гигиеническая помада и т. Д.). Содержащиеся в них масла и химикаты испортят внешний вид икон. Большинство средств для губ созданы на нефтяной основе, что похоже на криптонит на поверхности иконы. Но даже натуральные масла могут навредить.

Подробнее о том, почему мы уважаем иконы, читайте в этой статье.

Совершение простираний

Приди, поклонимся и преклонимся, преклоним колени перед Господом, нашим Создателем! (Псалом 95: 6, масоретский текст)

Прострация обычно выполняется сразу, так что христианин кланяется земле, а затем немедленно встает.Прихожанин осторожно падает на четвереньки, кладет лоб на землю над руками, а затем снова поднимается на ноги.

Поклоны нечасто совершаются в приходах и по воскресеньям, потому что мы празднуем наше усыновление как детей Божьих. Мы мистическим образом входим в состояние воскресения, в котором мы больше не рабы, склоняющиеся под тяжестью греха и смерти.

Когда и как делать земной поклон во время служения в будние дни, лучше всего узнать, просто следуя примеру окружающих.Лучшее практическое правило, которое я усвоил в монастыре: не делайте ничего, что заставляет вас выделяться.

В общем, вставание на колени по желанию, удары в грудь, крики и другие экстравагантные внешние проявления допустимы в джунглях, но недопустимы в церкви.

Зажигание свечи

Зажигать свечу и ставить ее перед иконой Господа нашего или святого - давняя традиция. Мы зажигаем свечу и просим нашего Господа (или святого) о помощи, молитвах и т. Д. Зажженная свеча представляет наши молитвы, а свет также представляет молитвы Церкви, рассеивающей тьму этого мира светом Бога.Небольшая плата, которую мы платим за свечу, показывает нашу серьезность в совершении молитвы (и часто это немного помогает поддержать местную церковь).

Правильная одевка

При посещении церкви самые традиционные правила следующие:

  • Для мужчин: классические брюки или хаки с рубашкой с воротником.
  • Для женщин: скромный топ с юбкой или платьем, желательно не ниже колена. Может, головной убор. Подробности смотрите ниже.
  • Для обоих: никаких одеколонов, духов или ярких украшений.Цель собрания для поклонения такова: поклонение, а не привлечение внимания к себе.

Большинство приходов принимают любого, кто хотя бы пытается одеться так уважительно, как они умеют, особенно если этот человек находится в гостях. Службы вне утренней воскресной литургии, как правило, более повседневны.

Если вы посещаете монастырь, посетите его веб-сайт, чтобы узнать, как одеваться. Они, как правило, очень традиционные.

Примечание о головных уборах: они используются во многих приходах и почти во всех монастырях, но в некоторых из них нет никаких правил относительно таких вещей.Головные уборы использовались христианскими женщинами с самого начала. Об этом даже говорится в Библии. Это не символ рабства или угнетения, а скорее символ духовного мира, что эта женщина покрыта (защищена) властью ее Мужа Христа (если она не замужем) или ее мужа во плоти, который находится под Христом. . Святой Павел писал об этом очень загадочно, но, казалось, подчеркивал, что это имеет духовное значение за пределами того, что могут видеть наши глаза.

Приветствие священника / епископа

Ибо, хотя у вас есть бесчисленное множество наставников во Христе, у вас немного отцов.Ибо я стал твоим отцом во Христе Иисусе через Евангелие. (1 Кор. 4:15)

Обычно к священникам обращаются как к «Отцу», а к епископам - как к «Учителям», поскольку последние - это присутствие Христа среди нас, как учили апостолы (см. Послания св. Игнатия Антиохийского, ученика апостола Павла).

Приветствуя священника, христианин кладет правую руку на левую. Священник скажет что-то вроде: «Господь благословляет», перекрещивая руки.Затем священник кладет правую руку на руки христианина. Христианин кланяется в пояс и целует правую руку священника.

Св. Иоанн Златоуст сказал, что если христианин встретит ангела и священника, идущих вместе, он должен сначала поприветствовать священника и получить его благословение, потому что он является проводником благодати Господа нашего Иисуса Христа. Даже если священник не очень праведен в своем поведении, благодать Господа все еще на нем, благодаря его должности в Теле Христовом.

Такого же этикета придерживаются и епископы, за исключением того, что один говорит: «Учитель, благослови». Если в комнате несколько священников и епископ, христианин обычно воздерживается от того, чтобы просить священника о благословении, а просит только епископа.

Обычно левую руку священника не целуют. Мы целуем правую руку священника, потому что именно через правую руку священника Святой Дух сходит на элементы Евхаристии и преобразует их в Тело и Кровь Христа во время Божественной литургии.

Обращение к монахам / послушникам

Приветствуя монахов, ко всем обращаются «Отец». Не все из них священники, но ко всем все же обращаются с уважением. Обычные монахи не рукоположены в священники и не получили благодати давать священническое благословение (хотя вы, конечно, можете попросить их молитв). Обычно иеромонахи (монахи-священники) носят наперсные кресты и именно этим их можно отличить от других монахов. Вы можете попросить благословения у иеромонаха, как и у любого другого священника.

Новичков называют «Брат». Если вы не уверены, просто спросите. Большинство из них когда-то были новичками, особенно здесь, в Америке, так что они не возражают.

Я не была в женском монастыре, но правила, на мой взгляд, в значительной степени те же: к женщинам-монахам обращаются либо «мать», либо «сестра» в зависимости от их ранга.

Поклонение в воскресенье

Православные, подобно ученикам Христа, поклоняются в день воскресения Господня. Как указывает Книга Деяний, ученики ходили в иудейский храм в субботу (субботу), но у них были свои собственные Chr

.

Крестный знак - orthodoxWiki

На Крестовой горе в Литве хранятся тысячи копий главного символа Веры.

Знак Креста - это символический ритуальный жест, который отмечает четыре точки креста на Голгофе над телом. Он также представляет собой любовь к Богу всем сердцем, душой, разумом и силой. Крестное знамение чаще всего совершается во имя Святой Троицы, чтобы показать благоговение перед святым, святым предметом или человеком в начале или в конце молитвы, чтобы показать смирение или согласие или во многих других случаях. которые могут незначительно отличаться в зависимости от региональных / этнических обычаев или личного благочестия.Кто-то из православных может сотню и более раз креститься во время Божественной литургии или длительной службы.

Как к

Греческий, латинский, западноармянский, геэзский, коптский и новый антиохийский обряды: В общеправославной практике используется правая рука. Большой, указательный и средний пальцы сведены в точку. Затем их кладут на лоб, после чего перемещают вниз к солнечному сплетению (переходя к грудины, как и другие номиналы, образуют перевернутый крест).Наконец, руку перемещают к правому плечу и горизонтально влево. Однако восточные православные и западные христиане делают этот последний шаг в обратном порядке, слева направо. Проходя через Знак, он произносит в лоб: «Во имя Отца»; в солнечном сплетении «и Сына»; и через плечи "и Святого Духа, аминь". Возможны вариации. Некоторые могут сказать «и Святого Духа » на плечах. После перемещения руки с одного плеча на другое она может вернуться к грудины.Вместо этого он может иногда сопровождаться словами Иисусовой молитвы в той или иной форме или просто «Господи, помилуй». Большой, указательный и средний пальцы, сведенные к точке, символизируют Троицу, трех человек, разделяющих одну сущность. Остальные два пальца прижаты друг к другу и прижаты к ладони, представляя человеческую и божественную природу, соединенную вместе в Иисусе Христе.

Русский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды: Проходя через Знак, он произносит в лоб: «Господь»; в животе «Иисус Христос»; на правом плече «Сын Божий»; а на левом плече «помилуй нас."с последующим поклоном (до земли во время Великого поста). Соединение двух пальцев вместе - указательного и среднего пальца - и разведение их, при этом средний палец слегка согнут, представляет две природы Христа: Его божественность и его человечность. Указательный палец представляет его божественность, в то время как средний палец представляет его человечество. Сгибание среднего пальца может быть истолковано как то, что он поклонился небесам и сошел на землю для нашего спасения.

Теодорет (393–457) дал следующее наставление:

Так можно благословить кого-нибудь своей рукой и перекрестить его.Сожмите вместе три пальца как равные, чтобы представить Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Это не три бога, а один Бог в Троице. Имена отдельные, но божественное. Отец никогда не воплощался; Сын воплощенный, но не сотворенный; Святой Дух не воплощался и не создавался, но исходил из Божества: три в одном божестве. Божественность - это одна сила и одна честь. Они получают поклоны от всего творения, как ангелов, так и людей. Таким образом указ за эти три пальца.

Два других пальца следует держать слегка согнутыми, а не полностью прямыми. Это потому, что они представляют двойственную природу Христа, божественную и человеческую. Бог в Своей божественности и человек в Своем воплощении, но совершенный в обоих. Верхний палец представляет божественность, а нижний - человечество; таким образом спасение переходит от верхнего пальца к нижнему. Так истолковывается сгибание пальцев, ибо поклонение Небесам нисходит для нашего спасения. Вот как надо перекреститься и благословить, как заповедали святые отцы.


Петр Дамаскин (12 век) дал следующее наставление:

Тогда мы также должны удивиться тому, как демоны и различные болезни рассеиваются знаком драгоценного и животворящего Креста, который все могут сотворить без затрат и усилий. Кто может пронумеровать сочиненные в его честь панегирики? Святые отцы передали нам внутреннее значение этого знака, чтобы мы могли опровергнуть еретиков и неверующих. Два пальца и одна рука, которыми он сделан, представляют распятого Господа Иисуса Христа, и тем самым признается, что Он существует в двух природах и одной ипостаси или личности.

Использование правой руки свидетельствует о Его бесконечной силе и о том, что Он сидит одесную Отца. То, что знак начинается с нисходящего движения сверху, означает Его нисхождение к нам с небес. Опять же, движение руки с правой стороны на левую отгоняет наших врагов и заявляет, что Своей непобедимой силой Господь победил дьявола, который находится слева, темный и лишенный силы.

Афанасий Александрийский (269-373 гг. Н.э.) и Петр Дамаскин (12 век) дали следующие инструкции:

Подписанием святого и животворящего креста изгоняются бесы и различные бедствия.Ибо это бесплатно и бесплатно, и хвалит того, кто может это сказать. Святые отцы своими словами передали нам и даже неверующим еретикам, как два поднятых пальца и единственная рука открывают Христа, нашего Бога, в Его двойственной природе, но единой сущности. Правая рука провозглашает Его безмерную силу, Его сидение одесную Отца и Его сошествие к нам с Небес. Опять же, движением рук направо от нас будут изгнаны враги Бога, поскольку Господь торжествует над дьяволом с Его непобедимой силой, делая его мрачным и слабым.

История

Первое упоминание о христианах, совершающих крестное знамение, относится ко II веку Тертуллианом, который сказал: «Во всех наших путешествиях и передвижениях, во всех наших входах и выходах, в том, чтобы снимать обувь, в ванной, в за столом, зажигая свечи, лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы отмечаем свои лбы крестным знамением »(De cor. Mil., iii).

В ранней церкви считалось, что крест делали только на челе.Поэтому Тертуллиан также говорит: «Мы, христиане, истираем лбы свои крестным знамением». Также считается, что христиане также использовали один палец, чтобы креститься на лбу или других предметах. Поэтому в жизни святой Варвары мы читаем: «Однажды, стоя у пруда лицом к востоку, она сказала:« Во имя Отца, Сына и Святого Духа », и она чудесным образом нарисовала знак крест в мраморной стене бани пальцем ".

То, что крест был сделан одним пальцем, подтверждается и св.Епифаний в своем «Панарионе» (Adv. Haer. Xxx, 12), где он говорит о некоем Иосифе Флавии, который наделил сосуд с водой силой ниспровергать магические заклинания, «сделав пальцем над сосудом печать креста». произнося при этом форму молитвы. Снова полвека спустя Созомен, историк церкви (VII, xxvi), описывает, как епископ Донат, когда на него напал демон, «перекрестился с пальцем в воздухе и плюнул на чудовище».

Однако к четвертому веку, похоже, для крестного знамения стали использовать более одного пальца.Так, святой Кирилл Иерусалимский в своих Катехизисах (xiii, 36) замечает: «Итак, давайте не будем стыдиться исповедовать Распятого. Будьте крестом нашей печатью, дерзко сделанной нашими пальцами на лбу и во всем; хлеб, который мы едим, и чашки, которые мы пьем, по дороге и по дороге; перед сном, когда мы ложимся и когда просыпаемся; когда мы путешествуем и когда отдыхаем ".

Считается, что крестное знамение стали использовать два пальца в качестве защиты от монофизитства.Таким образом, используя два пальца, можно исповедовать две природы во Христе. Поэтому неудивительно, что первое свидетельство использования двух пальцев для крестного знамения можно найти в трудах Феодорита Кира, который хорошо известен своим враждебным отношением к монофизитам. Так, Феодорет Кира пишет: «Так благословляют рукой и крестятся: равномерно соединяя три пальца, большой и два последних пальца - исповедуют тайну в образе Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.В Троице есть не три бога, а один Бог; есть различие имен, но одно Божество. Отец не рожден; Сын рожден от Отца, но не сотворен; Святой Дух не рожден и не сотворен, но исходит. Их трое в одном Божестве; но один у власти, один в чести, один в обожании всего творения, углов и людей. Таково объяснение этих трех пальцев. Соединение двух пальцев вместе - указательного и среднего - и их разгибание при слегка согнутом среднем пальце представляет две природы Христа: Его Божественность и Его Человечность.Он Бог согласно Своей божественности и Человек согласно Своей человечности, совершенный в обеих природах. Указательный палец олицетворяет Его божественность, а средний палец олицетворяет Его человечность, поскольку Он сошёл свыше и спас тех, кто внизу. Сгибание среднего пальца означает, что Он поклонился небесам и сошел на землю для нашего спасения ». (Отрывок из Домостроя, глава 13, Кэролайн Джонстон Паунси, Корнельский университет, 1994)

Святой Петр Дамаскин (+ 775 A.Д.) также подтверждает это в своей следующей беседе в Филокалии: «Святые отцы передали нам значение этого святого знамения, чтобы опровергнуть еретиков и неверующих. Итак, два пальца и одна рука представляют собой распятого Господа Иисуса Христа, Который, как мы заявляем, имеет две природы в одном лице. Правая рука напоминает о Его безграничной мощи и Его сидении одесную Отца. И каждый начинает прослеживать это сверху, благодаря Его благородству с небес на нас на земле.Более того, движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов и указывает на то, что Господь Своей непобедимой мощью победил дьявола, который находится слева, бессильное и мрачное существо »(Philocalia, стр. 642).

Также утверждается, что святой Мелетий Исповедник, епископ Антиохийский, также написал договор, в котором описывалось подписание креста двумя пальцами. Тем не менее, следует признать, что преподобный Мелетий Исповедник, а также святые Кирилл Иерусалимский, Феодорит Кира и св.Петр Дамаскин принадлежал к местной Антиохийской церкви, которая в разные моменты времени включала весь Ближний Восток, а иногда и Каппадокию, Малую Азию, Палестину, Синай и другие места, до создания Константинопольского и Иерусалимского Патриархатов. . Следовательно, возможно, что крестное знамение двумя пальцами было не универсальным обычаем, а всего лишь антиохийской традицией. Это также имело бы большой смысл, потому что антиохийцы были стойкими защитниками Православия от монофизитства, отсюда и акцент на двух натурах и крестное знамение двумя пальцами.

Тем не менее, ко времени просвещения русских земель в X веке именно эта традиция преобладала в Каппадокии, Малой Азии и куда бы то ни было еще миссионеры были посланы в Россию из Византии. Таким образом, Русская Церковь с самого начала восприняла эту древнюю традицию и сохранила ее в течение нескольких столетий после этого.

Однако, по крайней мере, к IX веку, на православных Востоке и Западе стала распространена практика, когда крестное знамение совершалось тремя пальцами вместо двух.Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу, в то время как безымянный палец и мизинец были помещены в ладонь, чтобы представлять две природы Христа.

Первое письменное упоминание об этой форме находится в трудах православного Папы Римского Льва IV, скончавшегося в 855 году нашей эры и которого святой Фотий Великий считал святым и приписывал ему множество чудес. Таким образом, Папа Лев пишет: «Подпишите чашу и воинство правильным крестом, а не кругами или разными пальцами, но двумя вытянутыми пальцами и большим пальцем, скрытым внутри них, которым символизируется Троица.Смотрите, чтобы сделать это знамение правильно, иначе вы ничего не сможете благословить »(см. Георгий,« Liturg. Rom. Pont. », III, 37).

Примерно в 1000 году нашей эры Элфрик, аббат Эйншема в Англии, скончавшийся в 1020 году нашей эры, написал следующее: «Человек может чудесно размахивать руками, не создавая никакого благословения, если он не перекрестится. он делает, злодей скоро испугается из-за победного знака. Тремя пальцами нужно благословить себя для Святой Троицы »(Торп,« Гомилии англосаксонской церкви »I, 462).

Спустя столетие после раскола 1054 года франкский папа Иннокентий III (1198–1216) сделал следующее заявление: «Знак креста совершается тремя пальцами, потому что подписание совершается вместе с воззванием к Троица ... Вот как это делается: сверху вниз и справа налево, потому что Христос спустился с небес на землю, а от иудеев (справа) Он перешел к язычникам (слева) . "

Практика крестного знамения тремя пальцами, возможно, возникла или не возникла на Западе.Тем не менее, он существовал на Западе по крайней мере к 855 году, до кончины православного Папы Льва IV, и, таким образом, практиковался на Православном Западе до раскола 1054 года и даже в течение нескольких столетий после раскола. На Востоке обычай креститься тремя пальцами был обычным явлением, по крайней мере, до 12 века. Таким образом, Греческая Церковь, сербы, болгары, албанцы, грузины, валахи, молдаване и даже русские, жившие под властью Польши, все приняли крестное знамение тремя пальцами, представляющими Святую Троицу.Интересно, что использование трех пальцев также стало нормой среди коптов-монофизитов, сирийцев, армян и даже далеких эфиопов. Однако все монофизиты крестятся справа налево, что противоречит практике православных. Несториане Месопотамии, Персии и Индии также сегодня используют три пальца. Это иронично, потому что несториане хотели бы подчеркнуть две природы Христа. Однако они подписывают крест не двумя пальцами, представляющими две природы, а тремя перстами, представляющими Святую Троицу.Несториане также подписывают крест справа налево, тем самым придерживаясь той же практики, что и греки.

Таким образом, практика делать знак тремя пальцами достигла на западе итальянцев, испанцев, французов, немцев и англичан. До него дошли греки, болгары, грузины, албанцы, сербы, валахи, молдаване и поляки. Он также достиг египтян, сирийцев, армян, месопотамцев, персов и даже отдаленных эфиопов и индийцев. Но до русских не дошло!

Русская Православная Церковь продолжала соблюдать обычай креститься двумя пальцами по предписанию Феодорита Кира и св.Петр Дамаскин. Сочинения этих отцов были даже вписаны в типик (требник), который использовался Русской Церковью. Когда к середине XVI века русские осознали, что их практика отличается от поляков на западе и болгар, греков и грузин на юге, были приняты меры, чтобы решить, какая практика была более оригинальной. Эти вопросы были рассмотрены на Соборе, созванном Императором Иваном Грозным в 1551 году. Этот Собор также называется Стоглавским собором, или "Собором ста глав".«Однако этот Собор не просто постановил, что крестное знамение должно быть совершено двумя пальцами, но также осудил любого, кто не совершал крестное знамение таким образом!

Правило 31 Совета Стоглава гласит: «Знак креста должен быть сделан в соответствии с правилами в виде креста; и правая рука, то есть правая рука, должна использоваться при пересечении большой палец и два нижних пальца соединены вместе, а вытянутый указательный палец соединен со средним пальцем, слегка согнут; так должны святители [и] священники давать свое благословение и таким образом люди крестятся… Всем православным христианам подобает держите их руки так, и перекрещивайте их лица двумя пальцами и поклонитесь, как мы говорили ранее.Если кто-то не благословит двумя перстами, как это сделал Христос, или не перекрестится двумя перстами, да будет он проклят… »

В 1569 году папа-франк отменил использование трех пальцев на Западе и приказал крестное знамение делать пятью пальцами, причем справа налево, а не слева направо. Однако на Востоке такой практики не было ни у православных, ни у монофизитов и несториан.

В 1589 году Вселенский Патриарх Иеремия II Тран посетил Россию и возвысил митрополита Московского в сан Патриарха.Таким образом, Греческая и Русская Церкви непременно сохранили свое единство, несмотря на то, что греки крестились тремя пальцами, а русские - двумя.

В 1654 году Патриарх Московский Никон после посещения Османской империи понял, что практика Русской Церкви отличается от практики греков, грузин, румын, болгар и сербов. Поэтому он созвал Собор с одобрения царя, на котором просил внести исправления в литургические тексты, а также чтобы Русская Церковь приняла практику использования трех пальцев для крестного знамения.Однако это сразу вызвало резкое противодействие. Наиболее ярким противником реформ был известный протопресвитер Аббакум.

В 1666–1667 годах Русская Церковь созвала еще один Собор, на который она пригласила представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Константинопольской и других церквей. Однако никто из гостей не был патриархом, а некоторые епископы уже были низложены собственными Церквями. Более того, считается, что многим епископам российское государство заплатило деньгами и продуктами, чтобы они проголосовали за реформу.Ниже приводится отчет протопресвитера Аббакума о его диалоге с греческими и русскими епископами на Соборе 1666-1667 годов:

«Последнее, что они сказали мне, было:« Почему ты такой упрямый? Вся Палестина - и сербы, албанцы, валахи, римляне и поляки - все перекрещиваются тремя пальцами, и только вы остаетесь упрямым и делаете знак двумя пальцами. Это не подходит! »И я ответил им за Христа так:« Вселенские учителя! Рим давно пал и лежит ниц, и поляки погибли вместе с ними, и они враги христиан до конца.Православие среди вас покрылось пятнами из-за жестокости турка Мехмета - и не стоит удивляться вам: вы стали бессильными. Итак, впредь приходите к нам учиться, ибо милостью Божьей у нас есть самодержавие. До Никона Отступника, на Руси, при наших благочестивых князьях и царях, Православие было полным, чистым и непорочным, а Церковь без шума. Никон, этот волк, и Дьявол велели нам перекреститься тремя перстами; но наши первые пастыри перекрестились двумя перстами и также благословили двумя перстами по преданию святых отцов, Мелетия Антиохийского, блаженного Феодорита. Епископ Кирены, Петр Дамаскин и Максим Грек.Так и поместный собор Москвы при царе Иване велел нам креститься и благословлять, сложив таким образом пальцы, креститься и благословлять, как в старину учили святые отцы Мелетий и другие. Затем, при Иване-царе, среди русских святых были знаменосцы Гурий и Варсануфий, чудотворцы Казанские, и игумен Соловецкий Филипп »(« Гудзы, Житие », стр. 101).

Тем не менее Собор 1666–1667 годов отменил несколько решений Стоглавского Собора, состоявшегося при Иване Грозном более века назад в 1551 году.Таким образом, использование трех пальцев для крестного знамения больше не предавалось анафеме. Напротив, Синод 1666-1667 годов предал анафеме всех, кто продолжает креститься двумя пальцами. Протопресвитер Аббакум был среди преданных анафеме. Он был заключен в тюрьму еще на десять лет, после чего был сожжен заживо по приказу государства.

Наконец, в Священном Рулье святой Никодим Афонский сообщает нам во 2-м примечании к 91-му канону святого Василия Великого (Руль, страница 645 в греческом издании и страница 857 в английской версии): " Древние христиане совершали крестное знамение с другой конфигурацией руки, то есть, точнее говоря, только двумя пальцами руки, а именно указательным и средним пальцами, как Св.Петр Дамаскин сообщает нам (стр. 642 «Филокалии»), где он говорит, что рука в целом означает единую сущность Христа, а два пальца означают Его две природы. Но сейчас среди христиан преобладает обычай, когда два пальца соединяются с большим пальцем; и с этими тремя вместе, чтобы представлять Святую Троицу… »(OCES, Руль,« 92 канона св. Василия Великого », Канон 91, сноска 2)

Древнейшие православные иконы доказывают, что, по крайней мере, благословение совершалось двупалым жестом руки, как до сих пор принято среди старообрядческих иерархов и священников благословлять паству, и как все старообрядцы совершают знамение крест на себя.

Использование знака

В восточно-православных молитвах крестное знамение обычно совершается всякий раз, когда обращаются или даже упоминаются все три лица Троицы. Фактически, прежде чем начать любую молитву, обычно делается Знак. Войдя в церковь и в святилище внутри церкви, человек совершает Знак отчасти как внешний знак благоговения и почитания. Православные миряне сделают Знак как один из способов поклонения иконе; У священников есть много более конкретных случаев, чтобы совершить Знак.Многие члены Веры совершают Знак таким образом, который некоторым может показаться идиоматическим: например, если член подвергается богохульству, он или она может сделать Знак, отчасти чтобы тонко и вежливо внушить говорящему, что оскорбление было совершено. Некоторые члены Веры будут использовать Знак в том, что кажется почти желанием удачи; это может быть так или часть невысказанной молитвы о Божьем благословении, например, в начале путешествия или спортивного соревнования.

Знак Креста также имеет незначительные варианты: его можно делать в воздухе, чтобы благословлять объекты, и он может отслеживать очень маленькую траекторию, например, на лбу (как предполагают самые ранние описания Знака).Для члена Веры, возможно, важным элементом Знака является то, что он физически указывает на прямое отношение Креста, Жертвоприношения Иисуса, к его личности или окружению. Это участие тела, которое подтверждает то, что исповедуют верные. Это также знак для других того, что вы исповедуете.

Источники

.

Что надеть греческой православной церкви

Точный дресс-код любой греческой православной церкви отличается от церкви к церкви. Однако при посещении любой греческой православной церкви следует помнить о нескольких вещах. Есть несколько стандартов одежды, которым следует соответствовать, чтобы проявлять уважение к церкви и ее членам.

Мужская одежда

При посещении службы в греческой православной церкви забудьте надеть шорты или шлепанцы.В этих церквях шорты не считаются уважением, и их следует оставлять дома.

Для мужчин, как правило, безопаснее всего носить простой костюм. Многие люди носят полный костюм, включая пиджак и галстук. Выберите нейтральный цвет, чтобы костюм смотрелся по-деловому и респектабельно.

Вместо делового костюма многие греческие православные церкви разрешают мужчинам носить нарядные брюки коричневого или цвета хаки с рубашкой на пуговицах и простым галстуком. Сохраняйте нейтральные цвета и простой узор для галстука.Громкие связи в греческой православной церкви обычно неуместны. Убедитесь, что рубашка с длинными рукавами в хорошем состоянии.

Носите стильную обувь, которая сочетается с нарядом. Повседневные мокасины неуместно носить в церкви. Темные кожаные туфли подойдут к любому наряду, и их легко найти. Теннисные туфли почти никогда не подходят для церковной службы.

Женская одежда

Для женщин есть много вариантов, подходящих для службы в греческой православной церкви.Главная идея женского платья - быть скромным. Во многих греческих православных церквях есть дресс-коды, требующие скромной одежды. Для этого не следует показывать слишком много кожи. Плечи нельзя показывать в церкви, поэтому избегайте вещей без бретелей или с тонкими бретелями. Ваши топы и платья должны быть высокого покроя и с длинными рукавами.

Простое платье - хороший способ проявить уважение к церкви. Платье не должно быть слишком тесным и не должно иметь подола рубашки. Платье должно быть длинным, доходящим до щиколотки или до голени.

Во многих греческих православных церквях есть дресс-код, согласно которому юбки и платья должны быть ниже колен. Другие просят не показывать ногу. Если вы не уверены, какой вариант подходит, лучше надеть платье или юбку до щиколотки, чтобы не смущаться.

Теннисные туфли, шлепанцы и туфли на шпильке - неподходящая обувь для греческой православной церкви. Обувь должна подходить к образу и быть не слишком сексуальной по стилю. Высокие каблуки, как правило, приемлемы, но они должны быть простыми по стилю и не излишними.

Собирайте украшения и макияж, когда идете на службу. Некоторые греческие православные церкви осуждают использование губной помады для причастия. Делайте макияж простым и нейтральным и носите только небольшие неброские украшения. Длинные свисающие украшения могут привлечь к вам ненужное внимание. Держите ожерелья и серьги маленькими и со вкусом, чтобы выглядеть достойно.

.

Смотрите также