Можно ли носить православным католический крест


Православный и католический нательный крестик |

Многих людей интересует, в чем отличие православного крестика от католического, и можно ли носить православному христианину католический крест. Граница между католическим нательным крестиком и православным в последнее время очень размыта, хотя в средние века по поводу правильности изображения Иисуса Христа на распятии велись настоящие богословские войны.

Нательными католическими крестиками считались четырехконечные кресты, восьмиконечные кресты со строго горизонтальной нижней перекладиной, которая на православных крестах изображается под наклоном, гладкие кресты без какого-либо изображения, а также кресты с распятием, на котором Иисус Христос изображен с провисающим телом и с ногами, прибитыми насквозь одним гвоздем (одна стопа поверх другой). Сегодня из всех отличий православного крестика от католического наиболее значимыми являются последние два пункта.

Можно ли православному христианину носить католический нательный крестик?

После многих веков попыток вывести единый канон отличия православного крестика от католического и потерпев на этой почве поражение, православная церковь значительно смягчила требования, по которым нательный крест допускается к ношению православными христианами.

На сегодняшний день купить католический крестик в полном понимании этого слова – с католическими молитвами и т.д. – можно, наверное, только в специализированных магазинах при католических костелах. Если же Вы все-таки твердо хотите убедиться в том, что носите не католический нательный крестик, а православный, если для Вас это вопрос принципиальной важности, то в таком случае лучше всего посоветоваться с православным священником, которому Вы доверяете. Жл этого не стоит торопиться менять свой крестик, если он Вам нравится, только потому, что Вы заподозрили в нем «католичность».

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Можно ли купить католический нательный крестик и освятить его в православном храме?

Если Вам подарили нательный католический крестик, купленный в костеле, но не имеющий на себе явные признаки принадлежности к католической религии, Вы можете принести его в православный храм, освятить, и совершенно спокойно носить.

Задумываясь о принципиальных отличиях православного крестика от католического, не переусердствуйте, ведь внешние проявления веры не должны стоять выше самой веры.


С тегами: легенды молитва религия христианство

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

Батюшка рассказал о 7 запретах, связанных с нательным крестиком. Их нужно знать каждому

К моему сожалению, церковь я посещаю нерегулярно, но однажды, проходя мимо, я решил заглянуть, чтобы поговорить со священником о своем нательном крестике. Как выяснилось, я совершенно не знаю, как нужно правильно носить его. А вот батюшка мне все прекрасно объяснил и рассказал о семи запретах, связанных с нательным крестиком, которые, как мне кажется, должен знать каждый человек.

Нательный крестик

Еще маленькими детьми каждый из нас проходил обряд крещения, и после этого многие люди носят нательный крестик, который не только указывает на принадлежность к христианской вере, но и помогает защищать человека от нечисти и бед.

Священнослужители считают, что нательный крестик всегда должен быть с верующим человеком. Но только нельзя носить чужой крестик, а также надевать его поверх одежды. Существуют и запреты, но часть из них являются суевериями, на которые, может быть, и не следует обращать внимание, а вот к другим, наоборот, нужно прислушаться и исполнять их. Иногда человек замечает, что крестик потемнел, и многие считают это плохой приметой. Но церковь такое суеверие отвергает.

Как правильно носить крестик

Считается в народе, что нательный крестик нельзя носить на цепочке, но церковь по этому поводу не дает никаких запретов, так как это дело самого человека, как ему удобнее. Если так удобно и так нравится человеку, тогда он может носить крестик и на цепочке. Стоит помнить, что церковь этого не запрещает. В этом случае совсем неважно то, на чем держится крестик, ведь главное, чтобы он не потерялся.

Но зато церковь категорична в том, чтобы такой крестик не носили поверх одежды. Считается, что крестик – это символ защиты и веры, поэтому нельзя делать эту веру показной. Кроме того, во время освящения нательный крест получает еще тепло и благословение, которое должно передаваться только одному человеку.

Предрассудки, связанные с крестиком

Существует такое поверье, что подарить крестик нельзя, и это неверно. Церковь это приветствует, так как это могут сделать заботливые родители или крестные. Такой подарок будет прекрасным для ребенка на крестины. Существует обычай, при котором двое людей, обмениваясь крестиками, становятся братьями или сестрами во Христе.

Еще один предрассудок гласит, что нельзя поднимать крестик. И это церковь также отвергает, так как крестик всегда считался святыней. Не стоит думать, что, поднимая крестик, вы берете на себя проблемы того человека, который его потерял. Безусловно, было бы хорошо принести его в церковь или хотя бы хранить его у себя дома в том углу, где есть икона.

Существует еще мнение о том, что нельзя носить чужой крестик. Но и здесь никакого запрета от церкви нет. Если до вас этот крестик носил кто-то из ваших родителей или знакомых, а у вас крестика нет, то носить можно. Христианская вера не несет в себе никакого оккультного мировоззрения о том, что человек забирает судьбу другого.

Какой крестик можно носить

Есть суеверия, на которые просто не следует обращать внимание. Например, это касается крестика с распятием, который многие люди стараются не носить, так как считают, что он может навлечь на человека сложную и трудную жизнь. Но это совсем не так, и ничего плохого в таком крестике нет. Только следует его правильно носить. Так, такой крестик с распятием является символом спасения и жертвы Христовой.

При носке такого крестика необходимо следить, чтобы распятие не было расположено к телу, должно быть снаружи. И как любой крестик, его надо освятить. Крестик может быть из любого металла, но он не должен быть украшением. Поэтому лучше его покупать не в ювелирных магазинах, а в церкви. И совсем необязательно, чтобы он был украшен драгоценными камушками и стоил дорого, главное, чтобы его освятили в церкви.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Почему христианин должен носить нательный крест. Крест православный и католический: разница и сходство - ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

 

Почему христианин должен носить нательный крест.

Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры того, кто его носит. Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю и потому бывают весьма разнообразными по своему виду. Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.

 

«КТО ХОЧЕТ ИДТИ ЗА МНОЮ, ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ, И ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ», - СКАЗАЛ СПАСИТЕЛЬ (МК. 8, 34). ПОД КРЕСТОМ В ЭТОМ ЕВАНГЕЛЬСКОМ СТИХЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ НЕ ТЯЖКУЮ НОШУ, КОТОРУЮ ВОЗЛАГАЕТ НА КАЖДОГО ИЗ НАС ГОСПОДЬ, А СВОЮ СУДЬБУ, ТО ЕСТЬ СУД БОЖИЙ О СЕБЕ. СИМВОЛИЗИРУЯ ПОКОРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕМУ СУДУ, В ТАИНСТВЕ КРЕШЕНИЯ НА КРЕШЛЕМОГО ВОЗЛАГАЕТСЯ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ, КОТОРЫЙ, КАК И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОМОГАЕТ ХРИСТИАНИНУ ПЕРЕНОСИТЬ БОЛЕЗНИ И НЕВЗГОДЫ, УКРЕПЛЯЕТ ДУХ И ЗАЩИЩАЕТ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. КРЕСТ - ЭТО НЕ АМУЛЕТ И НЕ ОБЕРЕГ; ЭТО ЗНАК СОПРИЧАСТНОСТИ ХРИСТУ. НЕДАРОМ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЖИВУЩЕМ ВОПРЕКИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, ГОВОРЯТ: «КРЕСТА НА НЕМ НЕТ».

Откуда же берутся эти восемь концов у креста? Казалось бы, их всего четыре. Но давайте приглядимся к любой иконе, изображающей крестные муки Господа. Помимо основной горизонтальной перекладины, к которой пригвождены Его руки, мы увидим еще две. Верхняя, прямая и короткая, - это табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Понтия Пилата над головой Спасителя. Нижняя перекладина, идущая диагонально вниз слева направо, - это подножие, к которому прибиты Его ноги.

Когда на восьмиконечном кресте изображен распятый Христос, такой крест становится законченным образом Распятия, заключая в себе всю полноту крестных мук Спасителя. Господь незримо и таинственно присутствует в каждом таком кресте, обращая его в великую святыню.

Под ногами Спасителя на нательном кресте может быть изображен череп. Он символизирует прах Адама, праотца человеческого рода, первородный грех которого Христос омыл Своей пречистой кровью, даровав, тем самым, людям надежду на вечную жизнь.

 

ПРАВОСЛАВНОЕ И КАТОЛИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСПЯТИЯ

Основное различие в изображении Распятия сводится к тому, что католики стремятся как можно реалистичнее передать крестные муки Господа (лик изображает страдание, тело Его провисает под Своей тяжестью, на голове - терновый венец, ноги скрещены и прибиты одним гвоздем), а для православной традиции важнее изобразить духовный смысл искупительной жертвы Христа. На православном кресте Сын Божий как бы распростер руки для объятия, в которое Он призывает весь мир. Лик спокоен и умиротворен. Вся фигура Его выражает Божественный покой и величие; тело Господа не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой Своей смерти. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину его смысла.

Крестик с католическим Распятием лучше не носить. А если такой все же оказался у вас, его можно хранить в красном углу (так как он все же является святыней) или отдать при случае знакомому католику.

КАК ВЫБРАТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ...

Из чего только не делают сегодня нательные кресты! Золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, разнообразные сплавы и пластмассы... Однако при выборе креста надо в первую очередь обращать внимание не на то, из чего он изготовлен, а на то, соответствует ли его форма православным традициям. В бо­гатстве и разнообразии украшений должно проявляться почитание креста, а не стремление к роскоши. Тем более, что крест должен являться действительно нательным (на Руси его так и называли - тельник), а не выставляться напоказ, и уж тем более, не использоваться в качестве аксессуара или брелока.

...И ОСВЯТИТЬ ЕГО

Крестик, купленный в церковной лавке или на православной ярмарке, скорее всего уже освящен, о чем вам сообщат продавцы. Повторно освящать его не стоит - придавать значение тому, кем и где был освящен нательный крест, значит поддаваться суеверию. Если же вы приобрели крестик в ювелирном магазине или не знаете, был ли он освящен, то, чтобы его освятить, нужно прийти в церковь к началу богослужения и обратиться к священнослужителю или работникам храма.

При освящении, совершаемом в алтаре, священник читает две особые молитвы, в которых просит, чтобы Господь влил в крест небесную силу и чтобы он хранил не только душу, но и тело носящего его от врагов, колдунов, чародеев и злых духов. Вот почему на многих нательных крестах на оборотной стороне написано: «Спаси и сохрани». Также на кресте может быть начертано начало молитвы Честному Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази (враги) Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его...» При желании можно попросить батюшку совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

МОЖНО ЛИ ДАРИТЬ КРЕСТИК?

Безусловно, можно. Однако такой подарок стоит делать обдуманно и подходить к нему со всей серьезностью. Крестик будет хорошим подарком близкому человеку на именины, или даже без особого повода, если вы привезли его из паломнической поездки по святым местам. Красивый нательный крест, полученный в подарок, может стать хорошим стимулом для человека, только собирающегося принять Святое Крещение.

На Руси было принято в особых случаях обмениваться крестами в знак духовного братотворения у мужчин или кумления у девушек и женщин. Подобным обменом люди показывали, насколько им близок тот или та, с кем они обмениваются крестом.

Также крестик может быть передан по наследству. И нет ничего страшного в том, что ребенок будет носить крест своего дедушки или тети. Судьба у каждого своя, и каждому Господь дает собственное крестоношение - свой путь со своими испытаниями, радостями и скорбями.

Неправда - когда говорят, что получить в подарок или найти крестик – это к несчастью. Совсем наоборот, Крест -  это традиционный подарок. Крест дарят крестные крестникам. Крест - это часто благословение мате­ри, духовника, старца. Крест, и нательный в том числе, жалуют, как награду. В 1988 году, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, всем певчим Патриаршего хора были вручены нательные кресты с монограммой Святейшего Патриарха.

 

В нашем языке слово крест имеет двоякое значение. Иногда, говоря о кресте, мы подразумеваем судьбу, жизненный путь, неизбежные скорби. «Это ее крест», - скажут о матери больного ребенка. «Ему достался тяжелый крест», - можно сказать о трудной судьбе человека. Именно от этого второго значения слова - крест, как трудность, несчастная доля, и происходит суеверная боязнь найти крест или получить его в подарок. Суеверный человек думает: «Подарили мне крест, а с ним и новую порцию трудностей, несчастий. Нашел я чей-то крест, а с ним принял к себе и горести этого человека». В таком случае, чтобы уж совсем избавиться от несчастливой судьбы, ему логично было бы снять и свой нательный крестик. «Нет креста - нет и несчастий».

Можно вспомнить, что в некоторых местах на Руси существовал обычай даже меняться крестами, заключая «крестовое» родство. Были такие крестовые братья и крестовые сестры. И никто, передавая свой крест близкому другу, не передавал ему вместе с ним своей судьбы, а лишь как бы клялся в вечной памяти. Ведь крест - это было единственное неснимаемое и несменяемое имущество человека до самой смерти. И крест друга всегда напоминал о нем.

Так что, если вам подарили крест, с благоговением примите подарок и найдите ему достойное применение или место в своем доме. Не стоит бояться и поднять оброненный кем-то крест. Напротив, грех будет, если вы оставите его лежать на земле или на полу, ведь крест - это святыня, и обращаться с ней следует почтительно. Мне приходит на память одна пожилая женщина. Она как-то нашла простой алюминиевый нательный крестик. Дома она наклеила его на старенькое Евангелие, где крестик с обложки уже стерся, и когда прикладывалась к нему, то часто говорила: «Этот крестик не купленный, его послал мне Сам Господь». Она была духовным человеком и видела события и вещи глубоко.

ПЕРВЫЙ КРЕСТИК РЕБЕНКА

По православной традиции ребенка крестят на 40-й день после его рождения. Многие родители боятся, что нательный крестик в столь юном возрасте помешает малышу или даже будет представлять для него угрозу. Действительно, золотую или серебряную цепочку ребенок может порвать или она может натереть шейку. А вот крепкая суровая нитка, длина которой не позволит дотянуть крестик до рта, не должна представлять опасности, малыш быстро привыкнет и перестанет проявлять к ней интерес. На случай, если веревочка порвется, следует иметь запасную, чтобы ребенок не оставался без креста.

Чтобы не волноваться, что малыш потеряет свой крестильный крест, многие родители сразу после крестин снимают его и убирают в красный угол или подвешивают в изголовье кроватки, а на малыша одевают другой. «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых  врагов». - Праведный  Иоанн Кронштадтский.  «Ношение креста - есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношение креста». - Преподобный Исайя Отшельник.  «Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо». - Святитель Игнатий (Брянчанинов). 

Источник: сайт храма Рождества Христова(по благословению митрополита Екатеинодарского и Кубанского Исидора

http://www.xpam-xpicta.ru/index.php?Itemid=8&id=157&option=com_content&task=view

 

Крест православный и католический: разница и сходство

Дунаев Дионисий, свящ.

 

Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса. Умалился бы искупительный подвиг Христа, если бы его распяли на кресте в виде букв Т или Х? Конечно же, нет! И хотя археологами не определено с точностью, какой формы был Крест Иисуса Христа, постараемся все же разобраться в этом.

В Римской империи крест был позорным орудием казни для людей низшего сословия. Это был мучительный вид казни. Распинаемые, привязанные ко кресту, днем мучились от жары и насекомых, а ночью — от сильного холода. Вверху креста помещалась табличка с надписанием вины осужденного, а снизу в виде выступа помещали ступеньку, чтобы осужденный мог на нее опираться ногами. Таким образом, если табличка сверху и ступенька снизу были шире продольной части креста, то крест получался восьмиконечным. Но он мог быть и четырех-, и пяти-, и шести-, и семиконечным… Если по прошествии нескольких дней осужденные все еще были живы, то им мечом наносились удары в области голеней, чтобы они умерли от потери крови (так было с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны Креста Господня). Но, в отличие от разбойников, руки которых просто привязали ко кресту, руки Иисуса и Его ноги были прибиты гвоздями. Сделано это было по двум причинам: во-первых, это делало казнь более мучительной для Осужденного; во-вторых, распинатели хотели ускорить Его смерть.

Вероятно, Тело Господа было также привязано веревками. Это предположение, но оно имеет под собой определенные основания. Вряд ли на одних гвоздях могло удержаться человеческое тело; правда, есть мнения, что гвоздями были пробиты не ладони Христа, а предплечье ниже запястья (Туринская плащаница). Но вряд ли даже в этом случае тело бы держалось на кресте: оно бы сорвалось с гвоздей под собственным весом. Итак, можно сказать, что гвоздями были прибиты ладони Христа, к тому же с этим согласно церковное сознание, руки же были дополнительно привязаны к поперечному брусу. Ноги Господа упирались в ступеньку нижней части креста и также были прибиты гвоздями. Здесь нам следует остановиться детально, тем более что это напрямую связано с заданным выше вопросом.

На католических Распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем. Некоторые не в меру ретивые православные верующие относятся к такого рода Распятиям с опаской и недоверием, как в свое время старообрядцы относились, да и теперь относятся, к четырехконечному кресту, т.е. как к “ереси”. Но нам следует понять, почему именно так изображают Распятого Спасителя католики? Дело в том, что в Риме хранятся, как священная реликвия, три гвоздя, которые, как утверждают католики, являются именно теми гвоздями, которыми и был распят Господь. Исходя из этой логической посылки, они и изображают Христа распятым всего тремя гвоздями. Четвертый, они говорят, или был утерян, или его не было вообще, хотя на Распятии, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). И все же следует отметить, что если бы ноги Христа были пробиты всего одним гвоздем, это бы поставило под сомнение компетентность палачей первой половины I века н.э. Смысл казни через распятие как раз был в том, чтобы осужденный на нее не оборвался под собственным весом, а мучился, пробитый гвоздями и привязанный. Если бы ноги осужденного были прибиты к ступеньке одним гвоздем, то давление вниз намного бы увеличилось. Поэтому ноги Христа были прибиты двумя гвоздями, т. е. каждая одним гвоздем к ступеньке. Так Осужденный равномерно опирался двумя ногами, отдыхая и, тем самым, продлевая мучения.

Теперь мы можем кое-что сказать о составе Креста, дополняя сказанное выше. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский на трех языках: еврейском, греческом и римском (латинском). На наших распятиях стоят заглавные славянские буквы: IНЦI, а на католических: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). Нижняя планка Креста (она же ступенька) впоследствии приобрела символическое значение: правая сторона указывает вверх, как указатель пути спасения верующих в Иисуса Христа, а левая сторона указывает вниз, как на путь вечного осуждения для неверующих.

 

В Православной Церкви находятся в употреблении как четырехконечные, так и восьмиконечные кресты. Поэтому нет ничего зазорного и в употреблении так называемого “католического” Распятия. Ведь для молитвы и благочестивого размышления перед Крестом Господним не важны детали — количество гвоздей и планок, а важен Сам Распятый. “Ранами Его мы исцелились…” и поэтому неважно, три было гвоздя или четыре.

Пусть читатель теперь сам делает вывод об употреблении “тех” или “не тех” Распятий, исходя из вышеизложенного. Я же могу от себя добавить, что не следует выбрасывать подаренные или купленные католические кресты, — их можно освятить в православном храме и пользоваться.

Источник: сайт Киевская Русь

http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/563/

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Вопрос: "У меня как-то выпал нательный крестик, и мне сказали, что он- католический, т.к. он без Распятия и надписи "спаси и сохрани". Меня теперь мучают сомнения- можно ли носить такой крестик?"

Отвечает прот.Дмитрий Смирнов:
"Можно. Вот я тоже ношу крестик нательный без надписи "спаси и сохрани". Что значит "можно или нельзя"? Кто Вам, вообще, может запретить? Что такая боязнь глупых людей- можно, нельзя, где это написано? Скажите: "Дай мне постановление Церковное- древнее или новое." Должна быть бумага- Постановление Священного Синода, или Архиерейского Собора, или просто даже- указ Патриарха. Этого достаточно."
О.Александр: "О форме Креста."
О.Дмитрий: "Нет, а Крест-то греческий. Четырехконечный Крест-он всегда назывался греческим. Более того- даже, если Вы посмотрите на священнические Кресты- все они, за редчайшим исключением, имеют на себе изображение четырехконечного Креста. Потом- католический. Католического Креста не бывает, Крест бывает исключительно Христов, на котором распяли Христа. А так- в какой традиции он изготовлен- это совершенно не важно. Так что, здесь смущаться нечем. А очень многие люди, особенно те, которые не смогли воспитать детей в вере Православной, они наверстывают тем, что пытаются учить людей- молодых, а так как они не знают ни Евангелия, ни учения Церкви, ни истории Церкви, ни канонов ее, они сочиняют сами всякие "можно, нельзя", например- через левое плечо нельзя передавать свечу- вот одно из таких бредовых пожеланий, и много чего такого напридумывали, "нельзя ставить свечку вверх ногами"- где они находят у свечки ноги, для меня, например, до сих пор загадка. А сегодня читал одну исповедь. Расскажу тайну исповеди. Одна раба Божия пишет (причем я об этом в каждой проповеди о Посте говорю, а она-наша постоянная прихожанка), что она согрешила: "В среду съела мороженное, причем у продавщицы спросила- постное ли оно? Продавщица сказала: "Постное", спросили- есть ли там молоко, продавщица сказала: "Нет", тогда пришла домой и посмотрела в лупу на мороженное, и через лупу обнаружила там молоко". Вот, нашла, наконец, бедная грешница- женщина эта, в чем покаяться. Хотя и о молоке, и о твороженных сырниках, и о чем только на проповеди о Посте мы не рассказываем, и постоянно.
Так что жизнь у нас очень трудная. Но, если уж очень сильно пристают- Крест-то деревянный, ну возмите и напишите там: "Спаси и сохрани". И еще, скажу по-секрету- помимо России есть еще несколько православных стран, и вот в этих странах люди тоже носят Кресты, и кроме России нигде Вы не встретите Кресты с надписью "Спаси и сохрани". Вот Патриарх Филофей недавно приезжал- если у него нательный Крест есть, то на нем нет надписи: "Спаси и сохрани". И традиция писать эту надпись, вообще возникла только в последние годы."

Крест нательный

***

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

***

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А. Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Без­условно, можно.

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII-XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф.16:24)

***

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Чем отличаются католические кресты от православных?

Из всех христиан почитанием креста больше всего известны православные и католики. Все знают, что католический и православный крест отличаются друг от друга, в чем же разница?

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Фото: madeheart.com

Фото: madeheart.com

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Фото: bolshoyvopros.ru

Фото: bolshoyvopros.ru

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы  IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Можно ли христианам носить крест? | Носить крест на шее - неправильно?

Мы видим крест в церквях и на шпилях, висящий в домах и носимый на шее у многих христиан; однако многие не знают, что означает крест. Также ведется много споров о том, уместно или даже греховно носить религиозные украшения, такие как кресты и распятия. Чтобы понять, можно ли христианам носить крест, мы должны понять историю креста и то, что крест на самом деле означает, особенно в нашей жизни.

Христиане начали носить крест на шее только после того, как распятие перестало быть основным источником смертной казни; следовательно, это не эквивалентно современному человеку, носящему миниатюрный символ смерти, как предполагают некоторые. Многие считают крест просто орудием смерти, которым убили нашего возлюбленного Спасителя Иисуса Христа. По воле Бога Иисус добровольно пошел на крест, взяв на Себя грехи мира, очистив тех, кто верит в Него, от их собственных грехов.

Крест показывает глубину наших грехов. Мы не понимаем, что такое грех в глазах Бога, насколько глубоко он оскорбляет Его и как отделяет нас от Него. Перед тем как Иисус пошел на крест, Он молился в Гефсимании. В это время Иисус был в агонии и печали. Он молился Богу: «Если возможно, да минует Меня чаша сия, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39). Он посмотрел в чашу и увидел грехи всего мира. Крест - это прощение; это отсрочка смерти для людей, которые этого не заслуживают.

Никто из нас не заслуживает спасения. Никто из нас не заслуживает попасть на Небеса. Но Бог есть любовь (1 Иоанна 4: 8), а Бог - благодать и милосердие. Благодать означает то, чего вы не заслуживаете, но дает вам Бог. Бог предлагает вам прощение и прощение. Он предлагает вам уверенность в небесах, если вы умрете. Библия говорит нам: «Бог заповедал нам Свою любовь в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5: 8). Мы призваны как верующие креста нести весть Евангелия окружающим; однако многие потеряли понимание значения креста.

Единственная причина, по которой Священное Писание запрещает ношение религиозных украшений, таких как крест или распятие, заключается в том, что объект становится идолом, используемым для поклонения, или если владелец был поглощен тем, как драгоценности заставляли их выглядеть. Библия говорит нам: «Итак, возлюбленные мои, убегайте от идолопоклонства» (1 Коринфянам 10:14). Библия также говорит нам: «Не позволяйте украшениям быть внешними: заплетать волосы и носить золотые украшения, или одежду, которую вы носите…» (1 Петра 3: 3). Многие люди носят религиозные украшения как предмет моды, не заботясь об их символике или желании олицетворять Христа.Но это не значит, что христиане не могут или не должны их носить. Многие христиане носят кресты как гордое выражение своей любви, уважения и служения Христу, а также в память о том, что Он сделал для нас.

Другая проблема - это когда люди позволяют таким предметам, как кресты, распятия, фигурки, четки, наклейки на бампер и т. Д., Занять место настоящих изменений, которые должны произойти в наших сердцах. Хотя ношение креста можно рассматривать как форму любви, преданности и ученичества, то, что мы носим, ​​носим или надеваем на автомобили, не делает нас христианами.

Бога не волнует, что мы носим, ​​пока мы не одеваемся так, чтобы мы могли споткнуться в нашем хождении с Богом, и мы не поглощены своей внешностью или своим имуществом.

Бог исследует наши сердца, чтобы узнать, кто из них верен, и поощряем ли мы и проявляем ли любовь к другим. Ни один из нас не должен судить, правильно ли носить религиозные украшения; каждый христианин должен искать одобрения Бога во всем, что Он делает.

Распятие, особенно для католиков, является мощным символом, который представляет, что Иисус умер на кресте, чтобы искупить человечество.Изображение тела Христа на кресте используется для обозначения Его жертвы. Многие христианские деноминации используют голый крест, чтобы подчеркнуть воскресение Иисуса. Бог не спас нас, чтобы мы были пассивными зрителями. Он спас нас, чтобы отправить в мир рассказывать другим людям об Иисусе. Каждый из нас призван участвовать в Божьей миссии по спасению грешников - тех же грешников, с которыми мы встречаемся ежедневно. Независимо от того, носим ли мы религиозные украшения или нет, крест - это напоминание о любви Иисуса к нам. Просыпайтесь и присоединяйтесь к работе Иисуса по искуплению мира, присоединившись к Его революции и ежедневно напоминая другим о кресте не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы живете.

.

Могут ли православные христиане поклоняться святыням в католических храмах?

Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением тех, что расположены на Святой Земле - в том месте, где Господь наш Иисус Христос совершил Свой Крестный подвиг, хранится в католических церквях.

Это обстоятельство объясняется тем, что первые христианские императоры, такие как, например, равноапостольный император святой Константин Великий, большую часть своей жизни прожили в западной части Римской (позднее - Византийской) империи.В связи с этим многие святыни христианского мира, конечно же, были перенесены туда, где жил император. Вот почему так много христианских святынь расположено в католических церквях Рима (первая столица империи) или Милана (фактическая резиденция Святого Константина, от которого, собственно, восходит практика «собирать» святыни) .

Однако это не препятствие для православного христианина почитать их. Святыню нельзя «испортить» или умалить, потому что ее нет в православном храме.

Таким образом, мощи одного из самых почитаемых святых - святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского в Ликии - также находятся на территории католической церкви в итальянском городе Бари, но православные имеют свободную возможность поклониться им. и даже совершают на них Божественную литургию.

Переведено Каталогом добрых дел
Источник: https://pravlife.org/ru/content/mozhno-li-pravoslavnym-prikladyvatsya-k-svyatynyam-nahodyashchimsya-v-katolicheskih-hramah

«Имеющий уши слышать да слышит!» (Матфея 11:15)

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать самые интересные статьи по духовным вопросам и узнавать о последних новостях из Св.Елисаветинский женский монастырь.

.

Чему православные христиане могут научиться у Папы Франциска

С 24 по 25 мая 2014 года весь мир будет наблюдать, как Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей и Папа Франциск приветствуют друг друга в Иерусалиме, чтобы отметить годовщину исторической встречи Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора и последующее снятие взаимных анафем. . В центре внимания многих ученых и репортеров, которые будут освещать это событие, будет неуловимый вопрос «Старый Рим и Новый Рим», то есть вопрос единства между католиками и православными христианами.Тем не менее, среди всего этого освещения в СМИ будет скрыта уникальная возможность для православных христиан последовать примеру блаженной памяти Вселенского Патриарха Афинагора и снова встретиться с Папой Римским, как будто в первый раз.

На первый взгляд, идея о том, что православные христиане могут учиться у Папы Римского, кажется неуместной, если не совсем ошибочной. Однако православным христианам следует сделать паузу, прежде чем спешить с суждением по таким вопросам, и помнить, что до Великого раскола 1054 года Папа Римский пользовался почтением и уважением во всем православном мире.Сегодня православные христиане почитают многих римских пап как святых, в том числе святого Льва Великого, святого Григория Диалоголога и святого Мартина Исповедника. Православная традиция прославляет жизни многих Пап в течение литургического года.

Несмотря на эти факты, одна из нынешних реалий, которая вызывает наибольшее разочарование, - это то, как некоторые из наших братьев и сестер изобразили Папу Римского. «Диктатор» и «антихрист» - это лишь некоторые из клише, которые, к сожалению, используются. В то время как коррумпированные папы, безусловно, были на протяжении всей истории (как и коррумпированные патриархи), православные христиане должны спросить себя, сильно ли последние 35 лет бросили вызов таким стереотипам, особенно когда речь идет о таких папах, как Иоанн Павел II, Бенедикт XVI , и нынешний Папа Римский Франциск.Православным христианам следует особенно остановиться и обратить внимание на уникальное свидетельство Папы Франциска. Он во многих отношениях епископ, отражающий христианство первого тысячелетия, когда Церковь была неразделенной. Папа Франциск также является образцом лидерства, которое сегодня очень необходимо в православном христианстве.

Вот несколько уроков, которые православные христиане могут извлечь у Папы Франциска:

Подлинная сила - это служение: Одна из величайших трагедий современности заключается в том, что православные христиане постоянно спорят о власти и статусе, а не служат самым слабым из нас.Руководители церкви спорят о том, кто первый, а кто последний. Духовенство спорит о физических границах Церквей, кто имеет право управлять ими, а также о древних титулах, которые имеют свое место в древнем мире, который давно исчез. Среди этих аргументов православным христианам следует остановиться и вспомнить, что власть в Церкви - это парадокс. Это также не титул и не юрисдикция. Сила в Церкви не в том, кто целует руку, а в том, сколько ног можно омыть в служении Христу.Папа Франциск ясно дал понять это, когда в 2013 году посетил тюрьму для несовершеннолетних и решил омыть ноги преступникам, в том числе православному христианину. «Настоящая сила - это услуга. Как и Он, Тот, Кто пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы служить, и Его служение было служением Кресту. Он смирил Себя до смерти, даже до смерти на кресте за нас, чтобы служить нам, чтобы спасти нас. И у Церкви нет другого пути двигаться вперед. Для христианина продвижение вперед означает смирение. Если мы не усвоим это христианское правило, мы никогда не сможем понять истинное послание Иисуса о силе.Св. Иоанн Златоуст повторяет эту веру из древних времен: «Любить Христа - значит не быть наемником, не смотреть на благородную жизнь как на предприятие или ремесло, но быть истинным благотворителем и делать все только ради любви к Богу ».

Церковь живет на границах общества: Величайшие триумфы православного христианства произошли, когда Церковь жила как миссионерская Церковь, а не как институциональная Церковь. Папа Франциск бросает вызов православным христианам следующими словами: «Я предпочитаю церковь, которая в синяках, боль и грязь, потому что она вышла на улицу, а не церковь, которая нездорова из-за ограничений и цепляния за свою безопасность.Я не хочу, чтобы Церковь была озабочена тем, чтобы быть в центре, а затем в конце концов оказалась вовлеченной в паутину навязчивых идей и процедур. Если что-то и должно беспокоить нас и беспокоить нашу совесть, так это тот факт, что многие из наших братьев и сестер живут без силы, света и утешения, рожденных дружбой с Иисусом Христом, без общности веры, которая их поддерживала, без смысла. и цель в жизни ». Св. Кирилл и Мефодий, Святой Патрик Ирландский и митрополит Филипп Салиба - все это примеры православных христиан, которые пошли на невероятный риск и в процессе роста Церкви и распространения Евангелия.Нет сомнений в том, что каждый из этих мужчин испытал свою долю синяков на работе. Папа Франциск напоминает православным христианам, что рискованная церковь - церковь, которая не боится потерпеть неудачу - намного здоровее, чем церковь, которая сосредоточена на институциональной безопасности и замкнута на себе. Святитель Тихон Московский как нельзя лучше выразился, когда пишет, что «свет Православной веры зажжен не для того, чтобы светить только для небольшого круга людей. Нет, Православная Церковь католическая; она помнит заповедь своего Основателя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари и научите все народы» (Марка 16.15; Мэтт. 28.19). Мы должны делиться своим духовным богатством, истиной, светом и радостью с другими, у кого нет этих благословений ».

Шуметь: Представление о том, что православные христиане шумят, противоречит нашему наследию. Тем не менее, взгляд на историю показывает, что Православная Церковь устраивает шумную неразбериху с апостольских времен, когда первых учеников называли «теми людьми, которые перевернули мир с ног на голову» (Деяния 17: 6). Такой шум означает плыть против мира и бросать вызов миру внутри и за пределами Церкви, чтобы он был верен Евангелию.В святости всегда есть компонент, который нарушает статус-кво. Папа Франциск дал молодым людям в Рио-де-Жанейро смелый призыв: «Позвольте мне сказать вам, что, я надеюсь, будет итогом Всемирного дня молодежи: надеюсь, будет шум. … Я хочу, чтобы вы были услышаны в ваших епархиях, я хочу, чтобы шум утих, я хочу, чтобы церковь вышла на улицы, я хочу, чтобы мы сопротивлялись всему мирскому, всему статичному, всему удобному, всему, что связано с клерикализмом , все, что может заставить нас замкнуться на себе.Чтобы Православная Церковь оставалась верной Своему Преданию, она должна выйти за пределы своей зоны комфорта и провозгласить Евангелие во всей его полноте с состраданием и без извинений. Евангелизация по самой своей природе «шумный» бизнес.

Нет сомнения, что в следующие недели будет написано бесчисленное количество слов о единстве католиков и православных. По правде говоря, очень сомнительно, что такое единство произойдет в ближайшее время. Здравый смысл показывает, что существуют серьезные доктринальные и культурные проблемы, которые делают единство чрезвычайно трудным, если не невозможным.Любой серьезный католик и православный христианин признается в этом. Православие имеет большое значение, и его никогда не следует поступаться ради экуменического удобства или общественного признания. При этом Церковь всегда смотрела на горизонт вне себя и временами находила истину в самых удивительных местах. Пт. Томас Гопко прав: «Бог не пленник своей церкви!» В этом свете православным христианам следовало бы последовать сегодняшнему примеру нашего отца Вселенского Патриарха Варфоломея и проявить к Папе Франциску нашу доброту, внимание и наши молитвы.В конце концов, если Папа Римский сможет смирить себя и омыть ноги православному христианину, тогда Святой Дух действительно сможет действовать способами, которые мы никогда раньше не считали возможными.

.

Христианство (основные факты)

Что вы знаете о христианстве?

Приближается Рождество. Пришло время проверить себя, что вы знаете о христианстве, одной из основных мировых религий.

Основные религии мира - христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Что нужно знать:

  • последователь - человек, который поддерживает и восхищается конкретным человеком или набором идей
  • Иисус Христос [‘iːzəsˌ (kraɪst)]
  • еврей [ʤuː] - человек, который верит и исповедует религию иудаизма
  • Вифлеем [‘bɛθlɪhɛm] - небольшой город в 8 км (5 милях) к югу от Иерусалима
  • распять [‘kruːsɪfaɪ] - убить (кого-то), прибив или привязав его к кресту
  • воскресение из мертвых - воскресение (мертвого человека) к жизни
  • ученик - последователь
  • Христианские фестивали - день или период празднования, обычно по религиозным причинам
  • Бог явил Себя в Иисусе Христе - Иисус Христос сделал Бога известным другим
  • Христос был распят и воскрес - Христос был предан смерти, но вернулся к жизни
  • поклонение - для выражения чувства большого уважения и большой любви
  • Церковь - здание, используемое для общественных христианских богослужений
  • Часовня - небольшое здание или помещение, используемое для христианского богослужения в школе, тюрьме, больнице или большом частном доме
  • Собор - Кафедральный собор - очень большая важная церковь, которой руководит епископ
  • Библия - христианская священная книга.

* * *

Текст о христианстве (только основные факты)

Христианство - крупнейшая религия в мире, насчитывающая около 2,2 миллиарда последователей во всем мире. Он основан на учении Иисуса Христа , жившего на Святой Земле 2000 лет назад. Благодаря своей миссионерской деятельности христианство распространилось по большей части мира. Основателем христианства является Иисус Христос (Иисус из Назарета).

Иисус был евреем , который родился в Вифлееме .Он прожил 33 года, прежде чем был распят римлянами. Он пришел на Землю, чтобы учить любви и общению.

Христиане верят, что Иисус воскрес из мертвых и явился своим ученикам (последователям), чтобы показать всем, что есть другая жизнь после смерти. Они также верят, что есть один Бог, но он состоит из трех «личностей» - Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

Самые важные христианских праздников - это Великий пост, Пасха и Рождество.

Пост - период, предшествующий Пасхе, посвященный посту в память о посте Христа в пустыне.

Пасха - самый важный праздник христианской церкви, отмечающий воскресение Христа.

Рождество - это ежегодный христианский праздник Рождества Христова.

Есть три основных ветви христианства - католическая церковь, англиканская церковь и православная церковь .

Католическая церковь - это ветвь христианской церкви, которая принимает Папу как своего лидера и базируется в Ватикане в Риме.

Англиканская церковь - это английская ветвь Западной христианской церкви, которая сочетает католические и протестантские традиции, отвергает власть Папы и имеет монарха в качестве титульного главы. Английская церковь была частью католической церкви до Реформации 16 века; после того, как Генрих VIII не смог добиться развода от Екатерины Арагонской, он отказался от папского превосходства, поставив Церковь под контроль Короны.

Православная церковь - христианская церковь, возникшая из грекоязычной церкви Византийской империи, не признающая авторитета Папы Римского и использующая сложные и древние формы служения.

Все христиане разделяют общие убеждения, что Бог явил Себя в Иисусе Христе , что Христос был распят и воскрес .

Христианское место поклонения - это церковь , также часовня и собор .Часто их строят в форме креста с алтарем, обращенным на восток, в сторону восходящего солнца. Церкви обычно красиво украшены. Христианское поклонение включает прославление Бога в музыке, речи, чтении Священных Писаний.

Библия , христианская священная книга, делится на Ветхого и Нового Заветов. Отрывки из письменности Ветхого Завета также священны для евреев и мусульман.

Ветхий Завет - это первая часть христианской Библии, состоящая из тридцати девяти книг и приблизительно соответствующая еврейской Библии.

Новый Завет - вторая часть христианской Библии, написанная первоначально на греческом языке и отражающая жизнь и учения Христа и его первых последователей.

.

BBC - Религии - Христианство: основы христианских верований

Бог, Иисус и святые

Бог

Христиан верят, что есть только один Бог, которого они называют Отцом, как учил их Иисус Христос.

Иисус

христиан признают Иисуса Сыном Божьим, посланным спасти человечество от смерти и греха.

Иисус Христос учил, что Он Сын Божий. Его учение можно кратко охарактеризовать как любовь к Богу и любовь к ближнему.

Иисус сказал, что он пришел исполнить закон Божий, а не научить его.

Оправдание верой

Христиане верят в оправдание верой - что благодаря своей вере в Иисуса как Сына Божьего, а также в Его смерть и воскресение, они могут иметь правильные отношения с Богом, прощение которого было раз и навсегда получено через смерть Иисуса Христа.

Троица

христиан верят в Троицу, то есть в Бога как Отца, Сына и Святого Духа.

Некоторые путают это и думают, что христиане верят в трех отдельных богов, но они этого не делают.

христиан верят, что Бог принял человеческий облик как Иисус Христос и что Бог присутствует сегодня через действие Святого Духа и проявляется в действиях верующих.

Жизнь после смерти

христиан верят, что есть жизнь после земной смерти.

Хотя настоящая природа этой жизни неизвестна, христиане верят, что многие духовные переживания в этой жизни помогают им дать некоторое представление о том, какой будет вечная жизнь.

Святые

В наши дни слово «святой» чаще всего используется для обозначения христианина, который прожил особенно хорошую и святую жизнь на земле и с которым, как утверждается, связаны чудеса после их смерти.

Официальный титул святого присваивается Римско-католической и Православной церквями в процессе канонизации .

Члены этих Церквей также верят, что Святые, созданные таким образом, могут ходатайствовать перед Богом за людей, которые живы сегодня.Это не принято большинством протестантов.

В Библии, однако, слово святой используется для описания любого, кто является преданным верующим, особенно апостолом Павлом в Новом Завете (например, Ефесянам 1.1. И 1.15).

Молитва и ритуал

Молитва

Свечи ©

Молитва - это средство, с помощью которого христиане общаются со своим Богом.

В Новом Завете записано, что Иисус учил своих учеников молиться и побуждал их обращаться к Богу как Отец .Христиане считают, что продолжают эту традицию.

Иногда молитвы являются формальными и являются частью ритуала, установленного на сотни лет.

Остальные являются личными и спонтанными и возникают из личных или групповых потребностей.

Хотя молитва часто направляется к Богу как Отцу, как учил Иисус, некоторые традиции поощряют молитву к Богу через посредников, таких как святые и мученики.

Молитвы через Марию, как мать Бога, занимают центральное место в некоторых церквях и составляют традиционную часть их поклонения.

Церковь

Христианская церковь является основой верующих. Хотя у него много недостатков, оно признано телом Бога на земле.

Церковь - это место, где взращивается христианская вера и где на земле проявляется Святой Дух.

Это место, где христиане принимают веру и где они объединяются в одно тело посредством Евхаристии.

Крещение

Христианская церковь верит в одно крещение в христианской церкви, будь то младенчество или взрослый, как внешний знак внутренней приверженности учению Иисуса.

Евхаристия

Евхаристия - греческое слово, обозначающее благодарение. Его празднование проводится в память о последней трапезе, которую Иисус ел со своими учениками перед смертью (Тайная вечеря).

Этот обряд происходит от действий Иисуса, который во время трапезы взял хлеб и вино и попросил своих учеников съесть их и продолжать делать это в память о нем.

Во время трапезы вино символизировало его кровь, а хлеб - его тело.

Евхаристия (также известная как трапеза причастия в некоторых церквях) занимает центральное место в церкви и признана признаком единства христиан.

Разные церкви понимают и практикуют Евхаристию по-разному. В результате центральные идеи Евхаристии могут вызывать скорее дисгармонию, чем единство.

Например, идея о том, что Христос присутствует в хлебе и вине, интерпретируется одними церквями буквально, а другими - метафорически. Это вызвало серьезные и зачастую непримиримые разногласия.

.

Смотрите также